вы на странице полного текста "ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАСТЕНИЙ"
Серьезный вопрос в области декоративного искусства задается самим актом интерпретации. Существует два абсолютных правила, и если ими пренебречь, декор не будет цельным. Имеется ввиду размещение узора внутри декорируемого пространства и подбор материалов, соответствующих заданной поверхности.
Эти принципы, а они являются основой декоративно-прикладного искусства, должны всегда присутствовать в пашем сознании, когда мы беремся за создание композиции. Конечно, соблюдение этих правил иногда делает воплощение замысла более трудоемким, но именно им обязаны стиль и цельность всего орнамента.
Размещая форму в декорируемом пространстве, мы должны - от этого зависит эффект - сосредоточить внимание на уравновешивании различных блоков и сюжетов композиции. В процессе аранжировки узоры группируются или разбрасываются по поверхности. Одна часть растения удлиняется, другая укорачивается. Жесткий стебель становится более гибким, угол поверхности, чтобы не зиять пустотой, заполняется и украшается.
Что можно сказать о композиции? Это чертеж образца, где осуществляется аранжировка декоративных элементов; часто чертеж делается с целью получить определенный эффект. Нельзя одну часть орнамента перегружать, а другую не догружать. Важно, чтобы декоративные элементы были тщательно продуманы и соответствовали следующим задачам: выгодно показать благородство материала, характерные особенности самого изделия и гармоничность узора.
В ряде приведенных примеров мы намеренно заполнили все свободное пространство заданной поверхности. Необходимо подчеркнуть, что для выполнения одной из вышеуказанных задач, мы можем ограничить блок узора, если этого требует форма декорируемой поверхности. Например, на прямоугольной обложке данной книги, декорированной графическим орнаментом, картуш, содержащий первую букву названия, должен быть тщательно аранжирован. Это всего два примера из тысячи возможных.
Мы уже говорили о значении уравновешенности различных блоков. От их правильного распределения зависит стройность всей композиции. Следует располагать в определенном порядке тяжелые и легкие элементы, а также светлые и темные пятна, тогда мы добьемся совершенной композиционной стройности и единства.
В конечном счете, характер декора зависит от того, что он украшает - монументальное сооружение или интерьер комнаты.
Техника исполнения композиции заключается в умении мастера сочетать все детали узора с применяемыми материалами. В любом орнаменте ценится легкость рисунка; художник ни в коем случае не должен вызывать ощуще ния, что он исполняет акробатические трюки, это ведет лишь к увеличению затрат и всякому отсутствию стиля. Иначе говоря, зачем художнику браться за рисунок, который ему не по силам? Значит, скрывать процесс творчества? Но именно он придает произведению некий шарм. Художник-прикладник может полностью раскрыть свои профессиональные качества, подчеркивая достоинства материалов, которые он использует. Зачем ошкуривать и полировать резное дерево, стараясь спрятать след от сучков, и выставлять его в виде покрашенной под орех лепнины? Зачем скрупулезно обрабатывать надфилем кованое железо, зачищать следы от молота и делать его похожим на отливку? Зачем нужно, чтобы набивные ткани выглядели как плетеные? Разумеется, лучше показать особую прелесть каждой фактуры. Пусть будет ясно видно: это - резное дерево, а это - кованое железо. То и другое только выиграет.
Таким образом, одним из основных условий, определяющих ценность работы в любой отрасли художественно-прикладного искусства, является глубокое знание выбранного материала и умение обращаться с ним. Главное, отказаться от неисполнимых форм и формул. Повторяем, если следовать этому правилу, художественная интерпретация замысла будет достигнута, стиль выдержан.
Что такое интерпретация? Это упрощенная передача, декорирование формы, взятой из природы и переходящей в орнамент. На самом деле, мы берем цветок или растение и, пренебрегая его живописностью, создаем принцип декора.
На первом этапе мы всячески упрощаем, схематизируем изображение растений; это начало интерпретации. Мы стараемся вписать каждую форму в геометрическую фигуру. Превращение натуральной формы в геометрическую -это простейший вид стилизации.
Если мы хотим интерпретировать растение для декора (в соответствии с установленными правилами), необходимо как следует изучить все его элементы. Упрощая и преобразуя их, мы создаем новую декоративную форму; не забудем, что выполненный узор должен обладать легкостью.
В процессе интерпретации нужно постоянно думать о самом главном: красоте, присущей данной форме, и простоте обращения с выбранным материалом. Любой новый материал диктует свои методы интерпретации. Твердые материалы, как, например, металл, требует значительного упрощения; кружево требует деталей и деликатности. Но нашей главной заботой является растение; его цветы и листья, несмотря на ту роль, которую они играют в узоре, должны быть узнаваемы.
В книге имеются геометрические интерпретации германского ириса. Мы видим, что, хотя цветы претерпели изменения, они идентифицируются, это благодаря аранжировке частей, составляющих их структуру.
Еще одно требование к интерпретации. Когда мы изображаем узор растения, необходимо обогатить его, украсить, поскольку зачастую его форма лишена достаточного декоративного эффекта. Нужно также использовать потенциал материала, его собственные выразительные средства.
Этюды деталей растений придут нам на помощь. Используя их в качестве отправной точки, в зависимости от желаемого результата, мы можем преувеличить или преуменьшить края листа или складочки лепестка, разработав структуру листа, усики и пр.
Можно сделать орнамент в совершенно условной манере. Если растение широко известно, и мы сохранили его основные дегали, оно всегда будет узнаваемо, даже когда его лепестки, листья и стебель приукрашены зубчиками, завитками или другими элементами декора, подсказанными нашей фантазией. Но, по-прежнему, техника и эстетика имеют первостепенное значение; они позволяют нам остаться в разумных пределах.
Помимо композиционного, интерпретация требует от нас и цветового решения.
Цвет в декоре играет важную роль. Цвет является составной частью всего художественной произведеиия, даже когда оно монохромно - скульптура, кованое железо, бронза и т.д. В этом случае игра света и тени передает различные контрастные решения (более бледно или менее бледно, более окрашено или менее окрашено).
В той или иной трактовке цвета соблюдаются те же самые правила техники и эстетики. Вопроса техники мы уже коснулись, поэтому обратимся к материалу и к форме. Так как декоративное изображение обычно условно, давайте откажемся от простой проекции на декорируемую поверхность. В случае крайней необходимости, делайте это в самой условной манере, но не допускайте эффекта рельефа или оптического обмана. Результатом может быть деформация, выпуклости и вогнутости. Наша задача декорировать, а не деформировать поверхность.
Рассмотрим, прежде всего, условия, продиктованные предназначением изделия. Обои с одинаковой композицией, безусловно, должны быть по-разному окрашены, в зависимости от того, где они будут наклеены: в гостиной, столовой или спальне. Точно так же характер фриза меняется, в соответствии с тем, что он украшает: уличный памятник, ресторанчик или комнату. В первом случае мы стараемся добиться ощущения величия, во втором - бога-тьгх ярких тонов, в третьем - спокойной, мягкой гармонии.
Трудно не согласиться с утверждением, что цвет оказывает на нас особое влияние. Скажем лишь о чистых цветах. Синий вызывает у нас чувство покоя; желтый это цвет жизни, света, он пробуждает радость; красный - грубый, жесткий, буйный. Смешение двух из этих трех основных цветов дает цвет со свойствами одного и другого. Оранжевый, являющийся смесью желтого и красного, создает настроение примитивной радости или шумного веселья. И так далее.
Почему же на этот феномен так редко обращают внимание? Почему люди продолжают превращать столовую в мрачную берлогу с темной мебелью и невзрачными обоями? Ведь это комната, где вся семья собирается ежедневно, оставив на время деловые проблемы. Столовая должна быть веселой и приятной для глаза; со светлыми стенами, столом, покрытым белой льняной скатертью, на котором сияют серебряные приборы и сверкает прозрачный хрусталь. Желтый, светло-зеленый и даже оранжевый цвета могли бы превосходно сочетаться и сделать праздничной комнату, где, как правило, царит серость.
Перейдем к теме гармонии. Главная цель любого орнамента - радовать глаз. Она достигается гармонией линий, красок и их соотношением.
Нам следует продумать не только композиционное, но и цветовое решение. Подготавливая декор, мы обязаны подобрать цветовую гамму, сбалансировать цвета и тона, их влияние на восприятие. Рассмотрим эти вопросы.
Что мы имеем в виду, говоря о цветовой гамме? Это ряд различных цветовых пантонов (color values), призванных создать гармонию. Но различные цветовые пантоны вовсе не означают различные цвета, речь идет об интенсивности тона. В монохромной, иначе говоря, выполненной в одном цвете композиции, тоже имеется гамма, определяемая степенью насыщенности.
Это заставляет нас дать определение термину цветовой пантон. Под панто-ном подразумевается последовательная градация света и тени в пределах одного цвета.
Мы уже сказали, что цветовая гамма это ряды пантонов. При создании цветовой гаммы мы должны установить пантон нашего сюжета. Самое важное в сюжете, выполняемом в цвете, подбор пантонов.
Восприятие произведения зависит от этого и только от этого. Тому есть множество примеров. Используя один цвет с различными пантонами, мы способны получить большое число разнообразных эффектов. Монохромная композиция передает эффект солнца, если в ней правильно найдено соотношение между пантонами оттенков. Она также может создать впечатление ночи. Самые яркие и самые темные краски не достигнут такого результата, если соотношение между цветовыми пантонами было выбрано неверно.
Совершенно очевидно, что узор не должен исполняться на фоне, имеющем те же самые цветовые параметры. Мы должны стараться создавать одновременно и равновесие между пантонами, и равновесие между массой и линией. Нельзя забывать также о влиянии пантонов друг на друга.