вы на странице полного текста "Отношение хозяйки к прислуге"
Хороший тон требует от нас вежливого обращения не только с людьми равными с нами по положению, или стоящими выше нас, но и с теми, которые находятся в прямой от нас зависимости. Упоминаем преждё всего о прислуге, с которой хозяйке дома всегда предстоит иметь много столкновений. Жалобы на прислугу слышатся со всех сторон, и большею частью они справедливы; но хозяйки сами заслуживают часто порицания: одни, обращаясь с прислугой слишком строго; другие же, напротив того, недостаточно серьезным требованием аккуратного исполнения ее обязанностей, податливостью и неуместною снисходительностью сами ее портят.
В богатых домах гораздо реже и меньше слышны жалобы на прислугу, чем в домах менее состоятельных; но не следует думать, что это происходит от меньших требований со стороны господ и в меньшей работе. Вовсе нет; причина этому кроется в лучшей, так сказать, выправке людей и в том, что границы в отношениях господ и прислуги строже охраняются.
Прежде всего, нам не следует забывать, что слуги не машины, а люди, т. е. такие же существа, как мы, несовершенные и не непогрешимые Поэтому, маленькое упущение, забывчивость хозяйка не должна тотчас взводить на степень преступления.
Выговор, в подобном случае, необходим, но надо стараться делать его не в присутствии третьего лица и сохранять при этом полное спокойствие и сознание справедливости своего замечания. Мы не должны забывать, что прислуга и по образованию стоит ниже нас, и многое, что нам кажется совершенно понятным, представляется ей совсем в другом виде. Также не надо забывать, что и слуги имеют самолюбие, и очень неделикатно давать им, без особенной на то причины, чувствовать зависимость их положения.
Хозяйке не должно быть все равно, какого мнения о ней ее прислуга, и уже поэтому она никогда не должна упускать из виду достоинства, с которым она всегда должна себя держать. Это не означает, что все приказания она должна отдавать в повелительном тоне; напротив того, должно быть достаточно указания или намека, чтобы желание ее было в точности исполнено.
Прислуге должно быть внушено раз на всегда, что она беспрекословно должна повиноваться хозяйке дома, все равносама ли она отдает приказание, или посылает его чрез детей или другую слугу. Муж и жена никогда не должны в присутствии прислуги спорить, одному говорить за, другому против, -- этим только подрывается авторитет женыхозяйки дома. Она должна приучить прислугу к чистоте, порядку, вежливости, тихой, негромкой работе и услужению. Если она вынуждена переменить прислугу, и новый слуга не хочет подчиниться требованиям дома, то, безусловно, лучше отпустить его, по прошествии короткого времени, и заботиться приисканием подходящего, чем оставить его и тем причинить разные неприятности, которые могут дурно отозваться на всем хозяйственном строе.
Распределяя различные домашние занятия, хозяйка дома должна дать точные, положительные указания, как их сделать, и сначала, нока еще прислуга не обжилась, спросить, поняли ли ее, и, в противном случае, еще разе объяснить; но, впоследствии, можно и даже необходимо предоставить прислуге самой справляться с работой; в таком случае хозяйка всегда может быть спокойна, что и в ее отсутствии работа будет исполнена тщательно.
С другой стороны, и слуга, на которого мы возлагаем известного рода ответственность, давая ему самостоятельную работу, будет стараться исполнить ее с большим вниманием и сделает ее лучше. Таким образом, давая прислуге работу не чисто механическую, возлагая на нее известные нравственные обязанности, заставляя ее размышлять, мы какъ бы признаем ее человеческие права, возвышаем его в его же собственных глазах и в конце остаемся в выигрыше сами же мы.
Хозяйке положительно рекомендуется говорить прислуге «вы»; это дает людям некоторое чувство удовлетворения ж ставит между ними и господами более высокую преграду, так как «ты» мы привыкли употреблять в самом тесном родственном кругу и при самых интимных отношениях. Прислугу следует приучить никогда не отвечать просто: «да», «нет», а всегда прибавлять «да, барыня», «нет, барин», «слушаю, барышня», это поведет к избежанию многих недоразумений.
В домах, где много прислуги, только те слуги имеют право входить в комнаты, которые их убирают или имеют там дело. Так, кухарка или повар могут войти в комнату за приказаниями барыни только в назначенный для того час.
Каждое письмо или посылку слуга должен тотчас же по получении представить господам; если же есть гости, то вслед за их уходом, если было такое распоряжение. Прислуга не смеет себе позволить приветствовать пришедших гостей, а тем более с ними разговаривать.
Дети должны говорить прислуге не только «вы» чем, сначала же, избегается очень вредная для первых большая интимность, -- но их следует приучать быть с прислугой всегда вежливой и обходительной, никогда не приказывать, а если что нужно, то о том просить.
Посвящать прислугу в различные семейные отношения не следует, теперь нет уже больше таких верных и преданных слуг, какие встречались в былые времена! Тайна не есть тайна, раз ее знает посторонний человек!
Хозяйке дома следует остерегаться брать прислугу, служившую прежде в родственном или знакомом ей доме, так как из этого могут легко выйти неприятности и сплетни.
Также хозяйка должна остерегаться, при найме прислуги, показывать ей службу в привлекательном свете: вначале уменьшать работу; нерадение или неисполнение указанного обходить молчанием; за дурные привычки или за недостаточную почтительность и послушание не делать никаких выговоров.
Напротив того, с первого же раза надо указать прислуге все работы, которые она обязана исполнять, и только тогда можно требовать от нее добросовестного отношения к обязанностям. Только таким образом может хозяйка достигнуть желаемой цели, т. е. порядка в доме, но отнюдь не постепенным прибавлением работы и занятий. Конечно, сначала хозяйка должна быть более терпелива и снисходительна, чем впоследствии, когда прислуга имела уже достаточно времени свыкнуться с своими обязанностями и усвоить себе требования дома.
За дурные привычки и неумение держать себя хозяйка должна останавливать: прислугу с первого же раза и сейчас же объяснить ей, не браня ее, что подобные вещи в ее доме не дозволяются, и она желает, чтобы прислуга впредь держала себя иначе. Хозяйка дома должна обладать большим терпением, потому что прислуге трудно вдруг избавиться от своих недостатков; ей приходится часто делать замечания и выговоры, но следует заметить, что не надо пропускать и случая похвалить прислугу, если она того заслужила.
Похвала есть гораздо лучшее средство, чем выговор, как во многих, так и в этом случае. Прислуга, которая только получает выговоры, начинает приходить к убеждению, что она исполняет обязанности очень хорошо, и господа только так, из нежелания похвалить ее и оценить ее работу по достоинству, делают ей замечания и недовольны ею. Слуги, которые служат у нас в доме в продолжение нескольких лет, имеют, конечно, право на некоторые преимущества, но они не должны высказываться в недостаточной почтительности относительно господ. В менее зажиточных домах господам чаще приходится иметь дело с прислугой, чем в семействах более состоятельных; но и тут хозяйка должна еще с большим вниманием, строгостью и вежливым обращением поддерживать ту границу, которая отделяет господ от слуг.
Советуем тут побольше терпения, но терпения, которое не должно никогда переходить в слабость. Употреблять бранные слова и выражения, выходить из себя было бы не только унижением себя самой но и могут сделать смешной в глазах третьего лица. Ни одна благовоспитанная женщина не должна себе позволять чегонибудь подобного. Хозяйка дома сама должна показывать прислуге пример хороших нравов и обычаев.
В разговоре с прислугой, никогда не следует называть членов семейства или знакомых просто по имени или по фамилии, а всегда надо прибавлять титул, чин или имя и отчество.