вы на странице полного текста "Манера держать себя в церкви"
Если лета или здоровье не позволяют прослушать всей службы стоя, то надо стараться садиться без шума, чтобы не тревожить молящихся.
Сидеть можно во время чтения апостола и пения причастного стиха; за всенощной -- во время чтения псалтыря.
На сколько неприятен бывает находящимся в церкви поздний приход нового лица, вследствие происходящего от этого шума, настолько же и выход из церкви, до окончания службы, нарушает торжественность богослужения.
Выходить из церкви во время проповеди в высшей степени неприлично; поступающий иначе свидетельствует о своем дурном воспитании и незнании даже основных правил вежливости и светских приличий.
О Преклонении колен во время некоторых моментов богослужения и наклонении головы при каждении -- известно всем.
Поклон в церкви обозначается тихим, но довольно глубоким, низким, наклонением головы. То же самое соблюдается при приветствовании духовных особ. Принимая благословение митрополита или архиерея, следует целовать руку; если же он держит крест, то сначала, конечно, надо поцеловать крест, а потом его руку.
Подходить к кресту и иконам должно тихим, плавным шагом; не годится перед самым аналоем класть земной поклон, чем невольно задерживаешь следующих за собою богомольцев и производишь беспорядок. Также строго должно за собою следить, чтобы своими жестами, движениями, или напр. Громким повторением молитв не привлекать всеобщего внимания , что было бы положительно против хорошего тона.
Молодая девушка должна обращать особенное внимание на то, как она стоит и держит себя в церкви. Смотреть по сторонам, оглядываться при малейшем шорохе, улыбаться, разговаривать со знакомыми было бы в высшей степени неприлично. Она должна стоять тихо, спокойно; все движения ее должны согласоваться с торжественностью места, и в церкви, менее чем где-либо, она в праве позволить себе резкий жест.
Она может предложить свой стул, если таковой имеет, даме или пожилому господину, если они устали от долгого стояния и не имеют вблизи себя свободного места, чтобы сесть. Имея в виду, что в числе наших читательниц могут найтись, лица других исповеданий считаем нашим долгом сказать также несколько слов о протестантских и католических церквах.
Хотя основная идея у нас, христиан, одна и та же, но в обрядности так много разницы, что мы, невольно, касаемся этого предмета. В обеих церквах сидят, и потому поздний приход в церковь, еще более заметен, чем у православных.
Сотворив краткую молитву при входе, не следует долго выбирать себе место, а занять первое свободное; страницы молитвенника стараться как можно осторожнее переворачивать, чтобы не производить шума. Во время проповеди смотреть на проповедника, а не по сторонам.
Встречаются такие, которые во время проповеди засыпают, и не раз или два, а случается это с ними постоянно. Извинить этого нельзя ни усталостью, ни чем другим, церковь не есть место отдохновения от трудов физических, и спать в ней вовсе не прилично.
Пускай лучше остаются дома и в церкви не нарушают строгого порядка!