вы на странице полного текста "Роль материнского молока"
Тем не менее, многие статистические наблюдения (в несоответствующих гигиенических условиях малые грудные дети умирают чаще всего от пищеварительных инфекций), а также клинические и лабораторные данные демонстрируют защитную роль материнского молока против пищеварительных инфекций.
До недавних пор считалось, что антитела в материнском молоке не абсорбируются через кишечную стенку и следовательно, что молоко женщины не слишком отличается, с точки зрения защиты против инфекций, от промышленных молочных препаратов. Это мнение изменилось, когда было установлено, что иммуноглобулин IgA из материнского молока -- который по своей структуре отличается от IgA из сыворотки -- играет противомикробную защитную роль по отношению к слизистой оболочке пищеварительного тракта. Молекулы IgA в молоке устойчивы к изменениям фактора рН и к действию протеолитических ферментов пищеварительного тракта, что делает их способными действовать в кишечной среде.
IgA могут находиться в молозиве в количестве 20--40 мг/мл; спустя 2-- 4 дня они сокращаются до 1 мг/мл, однако увеличение молочной секреции может компенсировать их снижение.
Содержащиеся в материнском молоке антитела могут обнаруживаться также в испражнениях ребенка вскармливаемого грудью. Материнское молоко содержит антитела против Escherichia coli группы 0, ответственные в особенности за неонатальные инфекции. Септицемии и менингиты, вызываемые Е. coli, наблюдаются чаще у искусственно кормленных новорожденных. Материнское молоко содержит также противополиомиелитические антитела. Фракция IgA играет защитную роль и против стрептококков и пневмококков. Противомикробное действие материнского молока зависит не только от антител, но и от его энзиматических, клеточных и протеиновых компонентов. В антиинфекционной защите участвуют также нейраминовая кислота, лизоцим, лактофорин и фактор бифидиум, вещества, отсутствующие или находящиеся в очень малом количестве в коровьем молоке.
Мы остановились подробнее на роли материнского молока в защите новорожденного от инфекций, так как за рубежом, а также и в нашей стране, вместе с появлением множества промышленных молочных препаратов, многие матери и даже педиатрические сестры недооценивают превосходство материнского молока и рекомендуют их слишком легко соглашаются на переход к искусственному вскармливанию ребенка.
Среди преимуществ кормления грудью находится и более скорое возвращение матки к нормальным размерам. Боязнь некоторых женщин испортить фигуру благодаря кормлению грудью необоснованна, при том условии, чтобы избегать усиленного питания. Наивысшее добро, которое мать может сделать для ребенка в этой фазе его жизни не должно умаляться мелочными соображениями «эстетического» порядка.
Кормление грудью --одна из самых естественных и прекрасных обязанностей в жизни женщины. Оно требует от матери самопожертвования, отказа от ряда развлечений и от свободы уходить из дому в любое время. Однако, с точки зрения времени и расходов, жертва оказывается гораздо меньше по сравнению с той, которую требует искусственное вскармливание благодаря хлопотам по приобретению, приготовлению и кормлению различными молочными препаратами. После первых родов и мать и ребенок сталкиваются с трудностями во время кормления, им не хватает «опыта» сосания. Сосание и глотание являются рефлекторными актами, с которыми ребенок рождается. Молочная секреция -- сложный физиологический процесс, в котором участвует ряд эндокринных и нервных механизмов и в котором существует несколько критических фаз.
Успех кормления грудью зависит как от местного механического возбуждения на уровне грудных желез (регулярное прикладывание ребенка к груди, отсасывание молока, скопляющегося в груди), так и от психического фактора (хорошее настроение матери, согласие, царящее в семье, желание кормить грудью и воля преодолевать все критические моменты).
Молочная секреция не зависит от размеров и формы грудных желез.
Бывает, что очень маленькие грудные железы производят молоко в изобилии, а весьма объемистые грудные железы, с обильной жировой тканью, секретируют малые количества молока и только на короткое время. Скорее всего здесь дело в определенном наследственном предрасположении относительно количества и качества молока.
Расписание кормлений устанавливается врачом-педиатром. Часы кормления -- одинаковые для всех здоровых новорожденных. Мать обязана соблюдать личную чистоту (рук, груди) и являться пунктуально в часы кормления.
Мать и новорожденный должны усвоить технику кормления.
По мнению многих современных опытных педиатров ребенка следует прикладывать к груди с первого же дня жизни (спустя 6--12 часов!).
Первое кормление грудью зачастую бывает болезненным для матери.
Соски очень чувствительны. Во время кормления мать может ощущать болезненные сокращения матки; это является положительным явлением, так как способствует возвращению матки к своему прежнему состоянию.
При первом кормлении новорожденные ведут себя очень по-разному.
Некоторые умеют сразу схватывать сосок и правильно выполняют сосательные движения. Другие слишком сильно сжимают сосок между челюстями и ранят его. Наконец, другие не открывают рта, а спят и ведут себя как будто они не голодны. Этим новорожденным следует открывать рот, надавливая на подбородок или заставляя их кричать. В момент когда рот открыт, вкладывается сосок и по возможности часть ареолы. Надо следить, чтобы язык не «прилипал» к нёбу, чтобы ребенок не выбрасывал сосок изо рта. В первый день сосание не продолжается практически более 3-- 6 минут, но новорожденного оставляют дольше с матерью, чтобы им свыкнуться друг с другом и чтобы преодолеть присущее началу неумение.
Если новорожденный засыпает, мать должна осторожно вталкивать и оттягивать сосок изо рта новорожденного (движениями «вперед-назад») или же надавливать пальцем на его щеку.
В первые дни кормления являются большим испытанием для терпения и воли матери. И на второй день некоторые новорожденные не сосут каждый раз когда их прикладывают к груди. Если новорожденные не хотят сосать во время некоторых кормлений, их не надо принуждать.
На третий день большинство новорожденных будут сосать во время всех 6--7 кормлений, но неодинаково; кормление будет продолжаться уже 10--30 минут. Если новорожденный сосал хорошо и много во время одного кормления, он может «перескочить» через следующее кормление, предпочитая спать; такая ситуация нисколько не анормальная. Начиная с четвертого дня, как правило, новорожденный должен сосать во время всех 6--7 кормлений установленных врачом-педиатром.
Вначале рекомендуется, чтобы новорожденный сосал из обеих грудей, с тем чтобы создать оптимальную стимуляцию молочной секреции. Продолжительность кормления должна быть увеличена начиная с 5-го дня: соски настолько «закалились», что продолжительность сосания может продлеваться до 20-30 минут и даже больше.
Таким образом должно происходить кормление в первые дни жизни.
Однако в действительности дело обстоит не всегда так. Во-первых, известно, что грудные железы секретируют очень маленькие количества молока (молозива) в первые дни. Кроме этого, каждая мать должна знать, что «прилив» или «подъем» молока (появление молочной секреции) наступает через различные промежутки времени, нередко -- несколько позже (на 5-й, 6-й или даже на 11-й день). Физическое истощение после родов и некоторые заболевания замедляют появление молочной секреции.
К тому же, в некоторых родильных домах мать не находит достаточной поддержки в таких ситуациях. Иногда матери не дается никаких объяснений или правильных советов для преодоления появившихся помех.
Роль врачей и сестер детского отделения берут на себя соседки роженицы, которые могут давать ей ошибочные объяснения и советовать перейти на смешанное или искусственное питание.
IgA могут находиться в молозиве в количестве 20--40 мг/мл; спустя 2-- 4 дня они сокращаются до 1 мг/мл, однако увеличение молочной секреции может компенсировать их снижение.
Содержащиеся в материнском молоке антитела могут обнаруживаться также в испражнениях ребенка вскармливаемого грудью. Материнское молоко содержит антитела против Escherichia coli группы 0, ответственные в особенности за неонатальные инфекции. Септицемии и менингиты, вызываемые Е. coli, наблюдаются чаще у искусственно кормленных новорожденных. Материнское молоко содержит также противополиомиелитические антитела. Фракция IgA играет защитную роль и против стрептококков и пневмококков. Противомикробное действие материнского молока зависит не только от антител, но и от его энзиматических, клеточных и протеиновых компонентов. В антиинфекционной защите участвуют также нейраминовая кислота, лизоцим, лактофорин и фактор бифидиум, вещества, отсутствующие или находящиеся в очень малом количестве в коровьем молоке.
Мы остановились подробнее на роли материнского молока в защите новорожденного от инфекций, так как за рубежом, а также и в нашей стране, вместе с появлением множества промышленных молочных препаратов, многие матери и даже педиатрические сестры недооценивают превосходство материнского молока и рекомендуют их слишком легко соглашаются на переход к искусственному вскармливанию ребенка.
Среди преимуществ кормления грудью находится и более скорое возвращение матки к нормальным размерам. Боязнь некоторых женщин испортить фигуру благодаря кормлению грудью необоснованна, при том условии, чтобы избегать усиленного питания. Наивысшее добро, которое мать может сделать для ребенка в этой фазе его жизни не должно умаляться мелочными соображениями «эстетического» порядка.
Кормление грудью --одна из самых естественных и прекрасных обязанностей в жизни женщины. Оно требует от матери самопожертвования, отказа от ряда развлечений и от свободы уходить из дому в любое время. Однако, с точки зрения времени и расходов, жертва оказывается гораздо меньше по сравнению с той, которую требует искусственное вскармливание благодаря хлопотам по приобретению, приготовлению и кормлению различными молочными препаратами. После первых родов и мать и ребенок сталкиваются с трудностями во время кормления, им не хватает «опыта» сосания. Сосание и глотание являются рефлекторными актами, с которыми ребенок рождается. Молочная секреция -- сложный физиологический процесс, в котором участвует ряд эндокринных и нервных механизмов и в котором существует несколько критических фаз.
Успех кормления грудью зависит как от местного механического возбуждения на уровне грудных желез (регулярное прикладывание ребенка к груди, отсасывание молока, скопляющегося в груди), так и от психического фактора (хорошее настроение матери, согласие, царящее в семье, желание кормить грудью и воля преодолевать все критические моменты).
Молочная секреция не зависит от размеров и формы грудных желез.
Бывает, что очень маленькие грудные железы производят молоко в изобилии, а весьма объемистые грудные железы, с обильной жировой тканью, секретируют малые количества молока и только на короткое время. Скорее всего здесь дело в определенном наследственном предрасположении относительно количества и качества молока.
Расписание кормлений устанавливается врачом-педиатром. Часы кормления -- одинаковые для всех здоровых новорожденных. Мать обязана соблюдать личную чистоту (рук, груди) и являться пунктуально в часы кормления.
Мать и новорожденный должны усвоить технику кормления.
По мнению многих современных опытных педиатров ребенка следует прикладывать к груди с первого же дня жизни (спустя 6--12 часов!).
Первое кормление грудью зачастую бывает болезненным для матери.
Соски очень чувствительны. Во время кормления мать может ощущать болезненные сокращения матки; это является положительным явлением, так как способствует возвращению матки к своему прежнему состоянию.
При первом кормлении новорожденные ведут себя очень по-разному.
Некоторые умеют сразу схватывать сосок и правильно выполняют сосательные движения. Другие слишком сильно сжимают сосок между челюстями и ранят его. Наконец, другие не открывают рта, а спят и ведут себя как будто они не голодны. Этим новорожденным следует открывать рот, надавливая на подбородок или заставляя их кричать. В момент когда рот открыт, вкладывается сосок и по возможности часть ареолы. Надо следить, чтобы язык не «прилипал» к нёбу, чтобы ребенок не выбрасывал сосок изо рта. В первый день сосание не продолжается практически более 3-- 6 минут, но новорожденного оставляют дольше с матерью, чтобы им свыкнуться друг с другом и чтобы преодолеть присущее началу неумение.
Если новорожденный засыпает, мать должна осторожно вталкивать и оттягивать сосок изо рта новорожденного (движениями «вперед-назад») или же надавливать пальцем на его щеку.
В первые дни кормления являются большим испытанием для терпения и воли матери. И на второй день некоторые новорожденные не сосут каждый раз когда их прикладывают к груди. Если новорожденные не хотят сосать во время некоторых кормлений, их не надо принуждать.
На третий день большинство новорожденных будут сосать во время всех 6--7 кормлений, но неодинаково; кормление будет продолжаться уже 10--30 минут. Если новорожденный сосал хорошо и много во время одного кормления, он может «перескочить» через следующее кормление, предпочитая спать; такая ситуация нисколько не анормальная. Начиная с четвертого дня, как правило, новорожденный должен сосать во время всех 6--7 кормлений установленных врачом-педиатром.
Вначале рекомендуется, чтобы новорожденный сосал из обеих грудей, с тем чтобы создать оптимальную стимуляцию молочной секреции. Продолжительность кормления должна быть увеличена начиная с 5-го дня: соски настолько «закалились», что продолжительность сосания может продлеваться до 20-30 минут и даже больше.
Таким образом должно происходить кормление в первые дни жизни.
Однако в действительности дело обстоит не всегда так. Во-первых, известно, что грудные железы секретируют очень маленькие количества молока (молозива) в первые дни. Кроме этого, каждая мать должна знать, что «прилив» или «подъем» молока (появление молочной секреции) наступает через различные промежутки времени, нередко -- несколько позже (на 5-й, 6-й или даже на 11-й день). Физическое истощение после родов и некоторые заболевания замедляют появление молочной секреции.
К тому же, в некоторых родильных домах мать не находит достаточной поддержки в таких ситуациях. Иногда матери не дается никаких объяснений или правильных советов для преодоления появившихся помех.
Роль врачей и сестер детского отделения берут на себя соседки роженицы, которые могут давать ей ошибочные объяснения и советовать перейти на смешанное или искусственное питание.