вы на странице полного текста "Невеста. Истинная любовь"
О, если б вечно зеленела
Для вас пора любви младой!
Schiller.
Название этой главы показывает, что мы будем теперь говорить о том, что составляет мечту молодой девушки, покидающей школьную скамью и вместе с длинным платьем получающей права взрослой барышни.
Любовь! Сколько высшего блаженства и томительных тревог, сколько чудных грез и самых воздушных замков соединяет девушка с понятием об этом чувстве в своем воображении!
Редкая девушка не мечтает сделаться невестой, и на это, заманчивое для каждого сердца время, не смотрит, как на свою желанную цель в жизни! И действительно, в это время человек ближе всего приближается к божеству: его сердце, душа, ум, все его помышления направлены более к добру, чем к злу! Воспоминание о таких давно прошедших счастливых днях живет долго, часто до самой смерти в памяти и сердце стариков и помогает им переносить самыя трудные, тяжелые минуты жизни.
Но первая любовь, за немногими исключениями, не есть еще серьезная сердечная привязанность, а только переход к более зрелому чувству. Истинная, серьезная любовь мало хочет быть подмечена посторонним глазом; это свойство кроется в стыдливой женской натуре и потому нисколько не грешит против хорошего тона. Только любовь, не имеющая прочного основания, исходящая из кокетства, только та любит говорить о своих победах. Дни, от первого признания до свадьбы составляют, как мы уже говорили, один из лучших периодов нашей жизни, и счастливы те, которые проводят это время, наслаждаясь настоящим счастьем и мечтая о будущем! Но и не может быть большого разочарования, как если в это короткое время жених или невеста увидят и узнают, что они не созданы друг для друга. Если смерть разрывает соединенные на всю жизнь узы, -- с болью и с горестью в нашем сердце, но мы покоряемся этому тяжкому удару судьбы. Но если любовь не идет рука об руку с безграничным доверием, с верностью, и сердце получает смертельную рану от любящей руки, то часто и вера во все хорошее, а также и в человечество пропадает!
Я жизнь любил, когда полна
Игривых сладостных мечтаний,
Она была озарена
Лучами ярких упований.
А ныне, к жизни равнодушный,
Скучаю всем, и для меня,
Блеснув, как метеор воздушный,
Исчезла прелесть бытия.
Но истинная, взаимная любовь не знает таких горьких минут, и, озаряя молодое счастье тихим светом, окружает его как бы особенным ореолом! -- Не только неприлично, но положительно недостойно смеяться, насмехаться над этим чувством и этим временем.
Если же кто сам пережил горькое, нехорошее время и смотрит разочарованными глазами на жизнь, то это еще не дает, права коситься на чужое счастье или делать о нем оскорбительные замечания. Тогда нам невольно думается, что они сами виновники своего горя. Лучше превозмочь себя в этом случае и также, насколько возможно, радоваться счастливой любви.