вы на странице полного текста "Бестактность и погрешности против хорошего тона."
Особа, обладающая тактом, никогда не коснется предмета, который мог бы причинить неприятность, огорчение или привести в смущение коголибо из присутствующих. Так, напр., Она не заговорит о балах и театрах со священником, не станет отзываться с невыгодной стороны об иноверцах, или другой национальности в обществе, где могут таковые случится.
Бестактность и погрешность против хорошего тона суть два совершенно различные понятия. Первая есть естественное следствие известного грубого состояния чувств, и самое строгое следование правилам хорошего тона не может уберечь от бестактности или извинить ее, тогда как ошибка против хорошего тона есть невнимание к себе, и каждый может ее избегнуть, если с должным вниманием будет следить за собою. Она может оскорбить, шокировать, -- но ее можно исправить, и ее извинят. Какое гнетущее, неприятное чувство нуждаться в извинении и снисходительности других людей!
Кто не знает, как вести себя в образованном обществе, как принимать посещения и самой делать их, одним словом, -- кто не знает, как держать себя при тысячи встречающихся в общественной жизни случаях, такая личность принуждена рассчитывать на снисхождение к ней окружающих и должна быть довольна, если ее не сожалеют и, вообще, если ею не пренебрегают, -- последнее же равносильно исключению из образованного общества!
Между тем, всякая может избегнуть всех этих неприятностей, приложив свои старания и имея некоторую силу воли. Конечно, усвоить манеру хорошо держать себя, при всех случаях жизни, будет гораздо легче личностям, у которых сильно развито чувство такта, чем тем, которые лишены этого качества. Но есть люди, которые вовсе и не имеют такого похвального желания, и находят, что им и не надо придерживаться различных правил общежития. Но кто не хочет жить отшельником и по своему положению должен вращаться в обществе, тот обязан подчиняться его правилам и требованиям и относиться к ним с уважением.
Многие ученые или очень занятые люди, проводя жизнь в постоянных занятиях, позволяют себе пренебрегать правилами, установленными обществом. Как для практической, так и для общественной жизни они положительно не существуют, и если случайно они попадают в общество, то видно, что они совершенно как потерянные: везде задевают и чувствуют себя неловко; они вызывают у всех сожаление, даже усмешку и только тогда спокойны и довольны, когда снова окружены своими книгами и обычными занятиями. Иногда, большая ученость или великие заслуги извиняют подобные прегрешения, но хотя уважение или любовь и останавливает присутствующих от замечаний и насмешек, но каждый в душе сознается, что он есть тормоз в светской жизни.
На человека же, отличающегося особенными внутренними качествами, положительно перестают обращать малейшее внимание. Хотя, может быть, подобной особе до этого лично все равно, но еще большой вопрос, не пострадает ли от этого полного пренебрежения общепринятых приличий ее положение в свете; что же касается ее семейства, то ему не избежать множества неприятностей, выражаемых в недоразумениях, косых взглядах и т. д. также совершенно неправильно мнение тех, которые думают, что все светские приличия обязательны только для высшего круга. Об ошибочности этого понятия и говорить нечего.
Часто случается, что, вследствие стечения различных обстоятельств, положение в свете возвышается, и тогда, если раньше не привыкли к хорошим манерам -- сколько сопряжено неприятностей с неумением прилично держать себя. Но и при самом большом желании усвоить себе хорошие манеры встречаются сотни случаев, в которых добрый совет очень желателен или даже положительно необходим. И большею частью незнание самых мелочных вещей представляет затруднения и даже бывают причиной неприятностей, могущих повредить в дальнейшей жизни.
А между тем из какого множества мелочей состоит общественная жизнь! Личности, имеющие прирожденный такт, конечно, большею частью умеют найтись, но невсегда, -- бывают случаи, что недостаточно одного такта, чтобы не погрешить пред требованиями, которые хороший тон ставит члену образованного общества. Из этого видно, что такт и хороший тон два различные понятия, и если первый есть качество прирожденное, то второй требует изучения и усвоения. Много уже писали о требованиях хорошего тона, и мы в этой книге ничего нового не скажем, но хотим собрать в одно различные советы и указания, которые, разрешая самые мелочные недоразумения, помогут читательницам нашим всегда держать себя, согласно правилам хорошего тона.