вы на странице полного текста "приобретение искусства хорошо писать: чтение и упражнение"
Личность, желающая написать хорошее письмо , должна обращать большое внимание на возраст, положение и другие условия, в которых стоит особа, которой она пишет. Будь то мужчина или дама, ей необходимо знать некоторые ее отличительные черты и особенности характера.
Было бы, например, непростительной ошибкой написать личности серьезной, почтенной игривое, в шутливом духе письмо , так как только очень веселый и живой характер переносит в письмах выражение чрезвычайно веселого настроения духа. Напротив того, посылая веселой личности серьезное письмо, подвергаешь себя гораздо менее опасности быть осужденной.
Также было бы большою оплошностью, с нашей стороны, личности, которую постигло глубокое горе, рассказывать о наших увеселениях или об улыбающемся нам счастье. Подобное отношение к ее горю, понятно, обидело бы получательницу. Ответим, прежде всего, на вопрос: каким же способом можно достигнуть того, чтобы написать хорошее письмо? Вопрос этот встречается нередко, и очень часто делают его личности, получившие хорошее образование ж воспитание . Хотя мысль,
что личность, умеющая правильно думать и говорить в состоянии написать хорошее письмо , по теории и верна, но на практике, сожалению, выходит часто иначе, и образованная личность, как мы заметили выше, иногда приходит в совершенное замешательство, если ей приходится написать небольшое письмо .
Причина этому кроется в недостатке упражнений, т. е. не в письменном отношении вообще, а именно в писании писем.
Как всякое другое, так и это искусство должно быть изучено и, посредством практики, доведено до возможного совершенства. Но оно не настолько трудно, чтоб особа, вступившая уже в общество, не могла его себе усвоить, и мы постараемся обратить внимание наших читательниц на то, что, прежде всего, необходимо для Достижения успеха в этом отношении.
Чтение толковое образцовых писателей есть первое необходимое условие для успеха. Оно нетолько расширяет круг знаний, мыслей, заставляет рассуждать и думать о прочитанном предмете, но совершенно невольно придает некоторую гибкость, округленность и изящество нашим выражениям, как изустным, так и письменным.
Оно также очень важно относительно правописания, так как орфографические правила у нас еще не достаточно установились и есть не мало спорных случаев; к тому же личности, мало читающие, мало по малу, теряют привычку правильно писать и выражаться. Хотя, бесспорно, правописание и требует изучения, но большею частью оно есть следствие навыка, а не одного только знания грамматических правил. Вследствие всего этого, чтение наших лучших писателей приводит вернее всего к цели, и язык, которым они выражаются, должен служить нам образцом.
Ошибки как в разговоре, так и в письме всегда свидетельствуют о незнании языка, мы не говорим об орфографии: о букве "ять", о правильном употреблении падежей, предлогов и т. д. чтение и упражнение являются тут истинными помощниками.
Для упражнений лучше всего делать выписки из прочитанных статей. Прочитав то или другое произведение следует уяснить себе последовательное развитие мыслей и изложить ее самостоятельно на бумаге. Подобные упражнения, повторяемый довольно часто, не только приносят большую пользу, помогая развитию ума и скорейшему запоминанию прочитанного, но очень облегчают и делают совершенно легким писание писем.
Прямым следствием этих изложений является систематическое мышление, которое всегда имеет большое влияние на составление хорошего, правильного письма и также изящного слога. Хотя многим может показаться странным, что взрослая особа будет заниматься упражнениями, но они необходимы для тех, которые желают усвоить себе искусство правильного и изящного разговора и письма.
Как привычка хорошо говорить, так и привычка писать незаметно делаются нашей второй натурой, и мы легко достигаем цели всех говорящих и пишущих со смыслом -- способности убеждать. Мнение, что каждый говорит, как думает, и что речь его есть отражение его мыслей, существует с давних пор и подтверждается опытом.
Правильно построенная, разумная речь заставляет по этому всегда предполагать верное, правильное умственное развитие, и, на оборот, личность, не останавливающая ни на чем своего внимания , перескакивающая как в своих разговорах, так и письмах с предмета на предмет, доказывает, что у нее в голове какойто хаос мыслей, отсутствие правильного мышления.
В письменных сношениях в особенности порядок последовательности мыслей очень важен и есть одно из первых условий хорошего письма. Собирающаяся писать должна, прежде всего, уяснить себе: что она желает сообщить и спросить. Даже опытные и искусные писательницы писем и те часто отмечают себе все пункты, о которых следует упомянуть в письме, чтобы ничего не было забыто и каждой мысли было отведено соответствующее место.
Для личностей же неопытных в искусстве писания писем, подобный предварительный план положительно необходим. Написав черновое и распределив все сообщения и вопросы по порядку, как того требует логика, следует раньше, чем переписывать на чисто, внимательно прочесть черновое и поправить могущие встретиться в расстановке мыслей и выражений ошибки и различные шероховатости слога.
Нелишнее также прочитать составленное таким образом письмо вслух, так как ухо в этом отношении тоже часто может дать заметить некрасивые созвучия.