вы на странице полного текста "Вальс"
Знаменитый историк Риль не без основания назвал вальс немецким национальным танцем, пафосом любви. Увлекательный, но меланхолический, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, чтото среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, -- танец этот незаметно, под звуки музыки, уносит молодые сердца в царство любви!
Поэтому то он и считается венцом бальной залы! Но какая разница в. том, как его танцевали прежде и что из него сделали теперь! Отцы наши танцевали его тихо, с известным достоинством; медленно вертясь вокруг своей дамы, кавалер. Мог следить как за грацией своих собственных движений, так и за тем, чтобы удобнее и лучше держать и направлять свою даму.
Теперь вальс совсем другое. Но и от танцующих в наше время требуются также, прежде всего, грация и манера прямо и стройно держать себя.
Дам, танцующих хорошо вальс, т. е. таких, которые умеют так искусно приноравливать свои движения к движениям кавалера, что глазам представляется одно целое, а не две отдельные личности, дам таких, повторяем, очень немного.
Хотя, конечно, от кавалера главным образом зависит скрывать маленькие неловкости дамы, и опытному, ловкому танцору это всегда удастся; но и дама, с своей стороны, должна стараться приноравливаться к манере танцевать своего кавалера, и только в таком случае она может достигнуть репутации хорошо танцующей личности. Но никогда не следует забывать, что хороший тон порицает все, что переступает известные границы, и слишком скорая манера танцевать, переходящая в какоето кружение, вихрь, положительно неприлична. Всякая личность, посещающая балы и видевшая танцующих, согласится, что во время очень быстрого вальса длинные шлейфы дам в высшей степени неграциозно и некрасиво летают вокруг них, задевают присутствующих и иногда, мешая свободному движению ног кавалера, бывают причиною падения пар.
При менее скором танце, такой неприятности произойти не может, и шлейф, придавая величественный вид, способствовал бы плавным и грациозным движениям вальсирующей личности.
Помещаем тут несколько исторических данных, касающихся вальса.
Вопрос, к какому столетью относится его первое появление, еще спорный, но есть основание предполагать, что он произошел от известного в средние века fackeltanz'a. в 1731 году на празднествах, по случаю бракосочетания при прусском дворе, его танцевали под названием: schwabiscli.
Исторически верно, что настоящий вальс появился в первый раз в вене в 1787 году на подмостках театра. Тогда именно давали забытую теперь уже всеми оперу винченца мартин, «una cosa rara», и четыре личности, одетые в черные и розовые наряды, протанцевали танец, имевший целью пройти возможно большее пространство, делая при этом несколько оборотов. Как опера, так и танцы произвели необыкновенный фурор, и последний, под именем «langaus», или «cosa rara», сделался любимцем всех танцующих, как мужчин, так и дам: впоследствии его переименовали в «wienerwalzer» (венский вальс), тот медленный, спокойный вальс, который так хорошо
Танцевали наши отцы и о котором теперешняя молодежь не имеет никакого понятия. Впрочем, тоже не Лишено основания мнение, что появление вальса совпадает с распространенною известной немецкой Песенкой и представляющей настоящую мелодию вальса: «ach, du lieber augustin», певшейся во всей Германии гораздо раньше появления оперы «cosa тага».
Во всяком случае, заслуга martin состоит в том, что он догадался и сумел воспользоваться известным всем мотивом для своей оперы, и очень может быть, что своим успехом опера была именно обязана вставленному популярному танцу, подобно тому, как случилось с «волшебным стрелком» cari biaria и. weber, распространению которого столько же способствовал bauernwalzer, как и песнь о «jungfernkranz»). известный «invitation a la danse» carllaria и. weber дал новый толчок вальсу; старинная тихая, медленная манера танцевать его отодвигается на второй план, и его место занимает вальс горячий, дышащий весельем и радостью.
Но вот появляется «король вальса» -- иоганн штраус, старший из семейства, подобревшего такую громкую известность, и -- вальс совершенно изменяется. Он и его соперник в этом отношении, иосиф ланнер, находят все новые и новые мелодии, их фантазия неисчерпаема, и скоро даже уличные мальчишки начинают насвистывать любимые вальсы.
Настало золотое время, время процветания скорого вальса, и замечательно быстрый, увлекательный, легкий, игривый, он прочно утвердился и во дворце, и у бедняка, везде, где только танцуют, где чувствуют присущую каждому человеку потребность повеселиться!