вы на странице полного текста "ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА"
Орнаментальная основа иногда заполняет всю поверхность предмета одним или несколькими повторяющимися мотивами; иногда сложными мотивами, где главным критерием является пропорциональность. В первом случае орнаментальная основа имеет специфическое название -- ритмическая или повторяющаяся ocновa (repetitive ground); во втором - узор (sprig pattern).
Прежде всего, давайте определим роль орнаментальной основы.
Поверхность не может и не должна приспосабливаться даже к самому замечательному орнаментальному мотиву.
Но мы не можем оставить ее незаполненной. Что использовать? Орнаментальную основу.
Другой пример. Орнаментальные мотивы украшают поверхность. Между мотивами слишком большой просвет. Как исправить декор, как связать мотивы, заполнить основу вторичными, менее заметными мотивами? Опять же орнаментальной основой.
Какой тип декора должен украшать эту основу? Любой, при условии, что он хорошо выполнен: геометрические фигуры, цветы, листья, животные. Мы коснемся лишь растительной орнаментальной основы, поскольку она является целью нашей работы. Однако для этого нам придется сказать несколько слов о геометрической повторяющейся основе.
Повторяющаяся основа, в данном случае орнаментальная основа, не повое изобретение. Ее в той или иной степени использовали с давних времен. В ряде стран ей придавалось особое значение. Египтяне оставили нам очень интересные образцы простых комбинаций, созданных на базе геометрических узоров. Японцы и арабы были истинными мастерами в этом виде искусства.
Арабское искусство дает множество примеров сложной геометрической композиции в скульптуре, живописи, в изделиях из камня, в деревянных панно, маркетри. Арабские переплетения имеют завершенный вид. Изделия отличаются изобретательностью и исключительно эффектны.
Японские монументалисты уделяли особое внимание разнообразию орнаментальной основы, будь она геометрическая или какая-либо другая. Они изображали птиц в полете, листья, цветы, квадраты, ромбы и пр. Но в большинстве случаев повторяющаяся геометрическая основа применялась для организации мотивов или ограничения оформляемой поверхности.
Мы привели несколько примеров японской и мавританской повторяющейся основы и объяснили геометрическое построение. Эти примеры очевидно просты. В арабском искусстве композиция может быть очень сложной. В японских примерах первые три образца построены на квадрате. Два следующих - на шестиугольнике и равностороннем треугольнике. Два последних -на ромбах с обычными или закругленными линиями.
Точно также в мавританских повторяющихся основах квадрат ставится на угол или на одну из сторон, а шестиугольник и равносторонний треугольник служат конструктивными линиями.
Но причем тут геометрическая повторяющаяся основа, если нашей целью являются растительные формы? Как при создании решетки треугольник, квадрат или другая фигура помогает нам построить повторяющаяся основу, повторяющаяся основа помогает построит!» орнаментальную основу.
Растительная форма - все растение, лист или цветок - может быть вписана в любую фигуру. Мы должны найти соответствующий способ интерпретации выбранного растения...
Одна основа создана квадратом. Основа для нарциссов и листьев создана с использованием равностороннего треугольника и шестиугольника. Третья повторяющаяся основа базируется па треугольнике и ромбе.
Из приведенных образцов ясно, что орнаментальная основа предоставляет художнику огромные возможности. Число геометрических комбинации бесконечно; в одном и том же проекте из разных растений можно создать множество вариантов орнаментальной основы.
Мы показали лишь несколько простейших построений, которые выполнены из элементарных фигур. Каждый из вас в состоянии найти другие комбинации и создать повторяющуюся основу на базе пятиугольника, восьмиугольника или иной геометрической фигуры.
На эту повторяющуюся основу накладывается регулярный или нерегулярный узор, даже если он совсем другой тематики. Повторяющаяся основа создается исключительно с тем, чтобы композицией своих геометрических элементов выделить узор. Поэтому основа, особенно, когда узор построен из идентичных или похожих элементов, должна быть выполнена в более сдержанной манере, без нажима. Элементы распределяются по оформляемой поверхности пропорционально ее площади или абсолютно свободно (нерегулярно) с единственной целью - получить адекватный эффект. Обратим особое внимание на соразмерность мотивов: декорированная поверхность однородна, без пустот или перегруженных участков.
Мы дали два примера узора с дубовыми листьями. Один из них регулярный, другой нерегулярный. Регулярный узор более формальный, нерегулярный -свободный и непредсказуемый. Следует отметить, что во втором примере создана лишь видимость нерегулярности. На обойной бумаге или на ткани нерегулярен только начальный узор, затем он будет регулярно повторен в полном соответствии со всей поверхностью материала. Однако общее впечатление зависит от того, насколько явен ритм и, сколько мотивов изображено в каждой повторяющейся основе.
Таким образом, узоров для орнаментальной основы бесконечное множество, остальное подскажет воображение.