вы на странице полного текста "Визиты и приемные дни"
Утром дама не принимает визитов мужчин. Только в таком случае делается исключение, если она должна, по какомулибо делу заступить место мужа. В провинции, почти всюду, принято делать визиты от 12 до 2 часов и, большею частью, по воскресным или праздничным дням. В столице их можно делать каждый день, от 1 ч. до 4 ч., если нет особо назначенных приемных дней. В некоторых домах имеются приемные дни, что весьма удобно как для хозяйки дома, так и для гостей.
Первая может спокойно заниматься своим делом, будучи уверена, что никто не оторвет ее от занятий, и имеет полное право не принять визита, а уходя из дому, она, по возвращении своем, не будет иметь неприятности найти карточку личности, которую хотела бы видеть, потому что известно, когда именно можно застать ее дома. Гостиже, в свою очередь, уверены, приезжая в приемный день, застать хозяйку дома и быть принятыми. Кроме того, они имеют удовольствие видеть личностей, с которыми они хотя домами незнакомы, но охотно встречаются в обществе.
Диван принято считать почетным местом, принимая визиты, хозяйка сидит на нем и место в другом его углу предлагает пожилой особе или замужней даме, свое же место уступает только в случае прихода почтенных лет дамы.
Молодой девушке не следует садиться на диван, разве только по особому приглашению представительницы дома; если входит замужняя дама, то девушка может уступить ей свое место, конечно, не приглашая ее его занять, так как приглашение садиться есть дело представительницы дома.
Так как и у нас камины входят все более и более в моду, то считаем уместным упомянуть, что, в приемные дни, место хозяйки ближе к камину. О каждом посетителе слуга должен докладывать, и это зависит от такта и расположения хозяйки: поспешит ли она на встречу гостя, или только сделает несколько шагов, подаст ли руку, или только приветливо поклонится.
Степень приветливости зависит от степени дружеских отношений хозяйки к вошедшему гостю. Если в гостиной уже находятся несколько гостей, то надо быть очень осторожной в приветствии вновь вошедшего, чтобы большим вниманием не задеть самолюбия уже находящихся там. Точно также хозяйка не должна сосредоточивать все свое внимание на последней вошедшей личности, а стараться завязать общий разговор.
Если в одно время несколько посетителей находятся в гостиной, то хозяйка провожает хотя бы самого дорогого гостя только до дверей гостиной. Было бы большим невниманием относительно остальных гостей оставить их хотя на минуту одних. Хозяин и дочь провожают до передней; мужчин же последняя никогда не провожает.
Детям не место в гостиной; они только мешают и стесняют посетителей. Если же ктонибудь приведет ребенка, чего бы лучше избежать, то хозяйка должна обойтись с ним так же ласково, как и с матерью, -- большею частью, холодность к ребенку сильнее чувствуется матерью, чем к ней самой.
Туалет представительницы дома при приеме гостей должен быть хотя прост, но изящен. Выбором его она должна показать, что ценит своих посетительниц, но не хочет пускаться в соперничество с их туалетами. Представительница дома должна стараться быть одинаково вежливой со всеми гостями и не давать никому предпочтения. Мы не хотим этим сказать, чтобы она была со всеми одинаково любезна и предупредительна. Это привело бы только к лицемерию, притворству, к заискиванию благосклонности -- этой язвы светских отношений. Только правда дает цену жизни и всем ее отношениям, и если мы обязаны облекать ее в приятную, смягчающую форму, чтобы никого не оскорбить, то мы не имеем права пренебрегать истиной. Нельзя быть относительно всех людей одинаково ласковой и правдивой.
Представительница дома никогда не ведет сама разговор, а дает ему направление, стараясь притом темой для него избирать предметы знакомые и интересующие посетителей. Это искусство гораздо труднее, чем кажется, потому что требует некоторую долю самоотвержения, как напр., если надо выслушивать мало интересный разговор, и много такта, чтобы прекратить утомляющую беседу или того хуже -- спор, переводя разговор на другой предмет и не оскорбив притом самолюбия гостей.
Всякая женщина должна быть терпелива, предупредительна, вежлива и деликатна; от образованной хозяйки, желающей следовать правилам хорошего тона, должно положительно требовать этих качеств.