вы на странице полного текста "Жилище"
"Мой дом есть моя крепость"
Чтобы внешняя жизнь с ее постоянными переменами ни доставила нам, -- приходит час, когда все это остается позади нас. Как бы сильно ни бушевали вокруг нас волны житейского моря -- они стихают и переходят в тихое журчание, когда человек возвращается из враждебной ему среды и переступает порог своего дома, где «schaltet und waltet die zilchtige Hausfrau» и он находит покой под родным кровом.
Счастлив тот, кто с полным сознанием может сказать о своем домашнем очаге: мой дом есть моя крепость; горе тому, дом которого не есть крепость в этом благородном смысле слова! Это мирное спокойствие отражается и на чужом человеке, входящем в такую благословенную семью. Ему делается отрадно, легко на душе, и приятное настроение духа овладевает им. Какбудто невидимые нити опутывают его; ему кажется, что даже все неодушевленные предметы приветствуют его, и он невольно чувствует уважение, какого он может быть прежде никогда не знал и не испытывал, к тем людям, которые здесь живут и властвуют.
Что за причина этого обаяния?
Это внешнее впечатление дома, домовитости, которому и чужой человек не может не поддаться. Раньше чем он услышит человеческий голос, все, начиная от созвучия, которое ему слышится из всех неодушевленных предметов, все есть полнейшая гармония, и глаз не встречает никакого диссонанса, требующего анализа. Этому первому неминуемому впечатлению, произведенному на чужого человека, поддаемся и мы сами, если у нас, в нашем доме, царствует настоящая гармония. Наш собственный глаз бессознательно подтверждает, что мир и спокойствие благоустроенного, счастливого хозяйства ожидают нас. Каждый раз, возвращаясь домой, мы снова и снова получаем уверенность в том счастливом чувстве, которое сопровождает нас в нашей общественной жизни и которое оживает всякий раз с новой силой, когда мы переступаем порог нашего дома.
Как внешность человека есть зеркало его духовных качеств, так и по наружной домашней обстановке можно судить об ее обитателях, и это заключение выводит всякий, вольно или невольно, входя в квартиру.
Как неверно предположение, что в своем доме мы можем себе все позволять, можем пренебрегать всеми законами, предписывающими нам хорошие нравы и обычаи в обращении с другими, не обращать внимания на приличия, -- на столько же несправедливо мнение, что мы должны относиться равнодушно к тому, какие именно стороны нашей жизни, нашего" мышления и наших чувств тихо, не громко, но ясно высказывает наша обстановка. Ошибка, погрешность против того, что требует