вы на странице полного текста "Представления"
Переходя от большего света к вступлению в известный кружок общества, мы видим, что вступление в последний непременно сопровождается представлением. Представление при вступлении в общество имеет тоже самое значение, как и визиты при вступлении в свет. Одно без другого немыслимо.
В образованном обществе держатся того правила, что человек только с той минуты начинает для нас существовать, как нам его представили. Если кто-нибудь, несколько раз встречаясь с нами, не просит быть нам представленным, такой личности мы не знаем, не видим и не кланяемся ей. Напротив того, как только последовало предоставление, мы с ней знакомы, имеем право заговаривать с этой личностью, кланяться и даже навещать ее.
Образованный человек, конечно, не подчинится безусловно этому, так прямо высказанному, правилу, но знать его должен каждый член благовоспитанного общества.
Относительно порядка представления принято следующее: всегда представляют мужчин дамам.
Исключением могут только быть особы царской фамилии, высшие духовные лица и сановники, также почтенные, преклонных лет, люди, которым представляют без исключения и дам, и мужчин. Вообще же представляют младших старшим. Имя того, кого представляют, произносится прежде; в случае большой разницы положения в обществе, или в годах, имя старшей особы вовсе не говорят.
Представлять гостей дело хозяина или хозяйки; если же они этого не успели сделать, то можно в некоторых случаях попросить об этом кого-нибудь из находящихся знакомых словами: «будьте так добры представить меня», или «познакомить» «с н. n. »; будучи представлена, надо поклониться, но начать говоритьдело выше поставленной особы; первая же должна стараться поддержать разговор.
Если одну особу представляют за раз многим, то прежде называют ее одну, а вслед за тем имена остальных. Хозяйка дома, представляя гостям гувернера или гувернантку своих детей, или свою компаньонку, произносит только имя последней, не называя имен гостей. Если при представлении является сомнение, кому воздать большую честь, выше поставленной или Старейшей но летам личности, то лета всегда имеют предпочтение, -- впрочем, только в таком случае, если разница очень значительна.
В исключительных случаях, как, напр., случается на балах, если мужчина сам представляется даме, последняя не должна называть ему своего имени, потому что, во-первых, предполагается, что он его знает и ищет ее знакомства, а во-вторых, как дама, она, относительно мужчины, как бы высокопоставлен он ни был, подходящее для него общество.
Личность, которая желает быть представленной, желает этим оказать внимание, и было бы величайшею невежливостью намеренно отвернуться или ясно выказать нежелание познакомиться.
Особа, желающая быть представленной в обществе, в котором ока находится, никогда не согрешит против хорошего тона; напротив того, не познакомившись, можно иметь различные неприятности.
Относительно представления в дороге, в вагоне, где стушевываются известные формы и требования общественной жизни, поступают как хотят, смотря по обстоятельствам. Если убедились, что обе стороны стоят на одной степени образования или общественного положения, то сторона, младшая по летам, имеет право сказать свое имя, или передать свою карточку; в таком случае и другая особа дает свою карточку или называет свое имя, -- это между дамами. Если же мужчина дает свою карточку даме, то это ее не обязывает давать ему свою, хотя она и может сказать ему свое имя. Но как везде, так и в этом случае необходима большая осторожность.
Все вышесказанное можно выразить следующими немногими словами: как скоро особа вступает в общество, личное представление ее необходимо, и от первого произведенного ею впечатления зависит, отчасти, ее общественное положение, с который понятно связаны ее интересы.