вы на странице полного текста "Значение игры в развитии дошкольника"
Еще двадцать лет назад первоклассники не умели читать, писать, считать. Всему этому дети обучались в школе, при этом интеллектуальное развитие не страдало. На сегодняшний день ситуация совсем другая.
Для того чтобы ребенок был принят в школу, уже в 6 лет ему нужно сдать предварительный экзамен на «готовность».
Именно поэтому мама и папы стараются начать обучение крохи как можно раньше. Так называемое «раннее развитие» очень модно и популярно. Существуют специальные программы,методики, конспекты занятий, по которым ребенок учится читать, начиная с рождения, а также считать,учить иностранный язык, занимается риторикой, логикой, грамматикой, математикой и т.д. За это дошкольное образование родители готовы платить большие деньги — для хорошего будущего малыша ничего не жалко!
Воспитатели и преподаватели, подстраиваясь под законы рыночной экономики, охотно отвечают потребителям ( родителям) и учат.
В итоге система дошкольного воспитания становится низшей ступенью школьного образования. Несмотря на гуманистические и прогрессивные концепции ученых о сохранении детства, страх перед будущим заставляет родителей основательно готовить малыша к школе. Подготовка к школе становится главной целью не только родителей, но и воспитателей, психологов, работающих в детских садах.
Эту тенденцию с педагогической, и с психологической точки зрения можно назвать неоправданной, и даже опасной, несущей непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что из-за своих психологических особенностей дети не готовы к учебной деятельности.
Даже после заучивания каких-либо формулировок и терминов, дети не могут их использовать. К примеру, после заучивания дней недели и отдельных месяцев, они не могут сказать, какое сейчас время года, не используют названия выученных предлогов в своих действиях.
Заученные знания, которые оторваны от реальной жизни детей, получают статус бессмысленных речевых штампов. Несмотря на умственное истощение школьников и огромные усилия педагогов, готовность детей к школе остается сомнительной.
Дети не могут начать обучение только потому, что этого хотят взрослые. Не по той причине, что они непослушные и ленивые, а потому что они дети. И самое плохое не в том, что они ничего не получают от таких преждевременных занятий, но и теряют важные возможности дошкольного детства.
Дошкольный возраст — это уникальное и решающий период развития ребенка, когда складывается воля и произвольное поведение, возникают основы личности, активно развивается творчество, воображение, общая инициативность. Но все эти важные качества характера формируются вовсе не на учебных занятиях, а в игре.
Психологи и детские педагоги отмечают, что в детских садах с детьми стали меньше играть, в частности, сократились сюжетно-ролевые игры.
Дошкольникам прктически неизвестны традиционные детские игры. Главной причиной обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, режим дня в детских садах перегружен различными занятиями и на игру не остается свободного времени.
Дети, по наблюдениям педагогов, не могут спокойно и содержательно играть- они начинают возиться, драться, толкаться — поэтому воспитатели стараются заполнить свободное время спокойными занятиями или прибегают к дисциплинарным воздействиям. При этом они отмечают, что дети не умеют и не любят играть.
Это действительно так. Игра передается из одного поколения в другое — от старших к младшим. На сегодняшний день эта связь детских поколений разорвана ( разновозрастные детские коллективы можно втсретить лишь как исключение). Дети растут рядом со взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. В результате игра исчезает из жизни дошкольников, а вместе с ней исчезает само детство.
Исчезновение игры в дошкольном возрасте негативно отображается на личностном и психическом развитии детей. Как известно, именно в игре развивается мышление, общение, эмоции, воображение, сознание наиболее интенсивно.
Главным преимуществом игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит малышу максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет творческую активность и инициативу.
В то же время, в игре дети учатся оценивать и контролировать себя, понимать, что они делают, действуют правильно, потому что хотят так действовать. Отношение современного ребенка к игре существенно изменилось. Несмотря на популярность и сохранение некоторых игровых сюжетов ( салочки, прятки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не считают обязательным выполнение правил, либо вовсе не знают их.
Другие записи по этой теме