вы на странице полного текста "ЭТЮДЫ РАСТЕНИЙ"
Среди множества сюжетов, используемых при работе над орнаментом, растение, безусловно, являет самое большое разнообразие форм и позволяет создавать бесконечное число декоративных комбинаций. Мир растений представляет собой неистощимый источник элементов, который всегда находится в нашем распоряжении.
Даже беглый взгляд на историю орнамента убеждает нас, что в этом виде искусства растения применялись в качестве прототипа с давних времен.
В Средние века растительный орнамент играл исключительно важную роль; непосредственное изучение природы и ее простейших проявлений вдохновляло скульпторов на создание декора, изумительного по своей красоте, пышности и оригинальности. По мотивам папоротника, кресс-салата, петрушки и тысячи других обычных растений они моделировали капители и фризы, отличающиеся красотой линии, нарядностью и одновременно такой точностью изображения, что это до сих пор поражает и захватывает нас. Освободившись от условностей своих непосредственных предшественников, мастера вновь обращаются к вечному источнику вдохновения - природе - и уподобляют свои творения ее эстетическим формам. Понимая, что для реализации какого-либо декоративного проекта требуется большое искусство, они выполняли рисунок с необычайной точностью, рациональностью и строгостью. Действительно, они отдавали себе отчет в том, что прежде, чем взяться за осуществление орнамента, нужно усвоить две вещи: бережно относиться к источнику, служащему сюжетом, и обладать техникой, чтобы суметь передать его изображение. К сожалению, сейчас этим вещам не уделяется должного внимания.
Некоторые художники считают, что можно создать отличный декор, руководствуясь одним лишь чутьем, без всяких технических знаний. Однако творческий процесс не так прост, как кажется. Работа над орнаментом требует как знаний основных законов декоративного искусства, так и совершенного владения техникой рисунка. Чтобы получить красивый, приятный для глаз, стройный по композиции орнамент, нужно внимательно изучить свойства применяемых материалов, поскольку они оказывают специфическое влияние на характер произведения.
Постоянное повторение и буквальное копирование стилевых форм лишает замысел оригинальности. Вот почему возврат к природе это императив, глубокое и последовательное изучение природы - насущная необходимость.