вы на странице полного текста "Комплименты, прямодушие и откровенность"
Иногда вежливость переходит границы, и тогда ее, конечно, нельзя иначе назвать как лицемерием.
У многих положительно вошло в привычку делать комплименты, не разбирая, своевременны они, или нет. Как это бывает несносно -- всякий знает по собственному опыту. Уметь соединять утонченную вежливость с откровенностью, прямодушием -- качество в высшей степени похвальное; но сколько есть лиц скрывающих зависть, ревность и злость под маской чистосердечия и откровенности! Как часто, самая утонченная злоба, прикрываясь прямодушием, бросает камень в ближнего и разбивает совершенно его счастье!
Есть люди, у которых совет всегда наготове, хотя бы их о том не спрашивали, и если они даже знают, что его не желают, они, всетаки, его дают. Они так проникнуты своей непогрешимостью, что считают непростительным, если не следуют их совету, или вежливо отстраняют их вмешательство; тем неменее, ...
они считают своею обязанностью вмешиваться в чужие дела, не будучи о том прошены и желают, чтобы они были исполнены так, как им заблагорассудится. Не дозволять подобным людям переходить известные границы, не оскорбляя притом их самолюбия, очень трудно; но это необходимо, чтоб положить предел их непрошенному вмешательству.
Конечно, в случае серьезного дела, мы обязаны дать добрый совет близкому нам родственнику или другу, и почему же отказать в добром совете, если его спрашивают? Относительно же чужих следует быть еще осторожнее, если невозможно избежать этого, и, в случае, если совет наш не в их пользу, то нам надо высказать наше мнение и дать совет в возможно вежливой форме, чтоб не привести их в смущение, вообще, к личной критике или оценке, в особенности, если она заключает в себе порицание, надо относиться крайне осторожно.
Некоторые, желая казаться откровенными, прямодушными, позволяют себе после 5тиминутного знакомства высказывать прямо в лицо составленное об особе мнение; подобная черта вовсе несогласна с вежливостью, требуемою в хорошем обществе л, надо прибавить, не свидетельствуют об уме. С одной стороны, в этом увидят только выражение зависти, ненависти, лукавства или, по крайней мере, незнания основных правил вежливости; мы же судим по себе, по собственному взгляду, вкусу и привычкам, -- и еще большой вопрос верно ли наше суждение и на сколько оно согласно с истиной. Поэтому, подобная оценка редко бывает приятна, невсегда впопад и, во избежание опасности быть самой судимой с невыгодной стороны, лучше не высказывать в таком случае своего мнения. Вспомним известное изречение: «в чужом глазу сучок мы видим, в своем не видим и бревна»!
Комплимент, сказанный вовремя, облеченный в вежливую форму, всегда доставляет удовольствие, потому что другие наверное имеют столько же самолюбия, сколько мы сами. Но он должен быть легкий, игривый и не иметь и тени лжи, потому что грубая лесть и низкопоклонство могут произвести приятное впечатление только на человека необразованного, грубого. Добрые, снисходительные, любезные особы всегда найдут причину для похвалы, и вежливая форма, в которой они ее скажут, сделают ее вдвое приятнее.
Комплимент, собственно говоря, есть ни что иное, как особенная форма похвалы, знак склонности и привязанности, поэтому следовало бы личностям, которых мы мало знаем, избегать говорить комплименты, или же быть в этом отношении очень осторожными, не будучи уверены, как их примут. Но личности, которые постоянно следуют правилам хорошего тона и, вследствие этого, совершенно усваивают его себе, никогда не скажут неуместного комплимента, и они могут быть уверены, что, следуя правилам вежливости, они всегда сумеют найтись в каждом положении, и в их действиях, словах и наружности будет всегда господствовать полнейшая гармония.