вы на странице полного текста "Любопытство"
Чаще всего, черта эта замечается у женщин; между ними по крайней мере она распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и расспрашивают, не из участия к делу, а просто из любопытства, а между этими двумя понятиями громадная разница.
Кто интересуется делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает, тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные ей вещи, и через это успокоить. Самого себя, удовлетворить свою любознательность и, в тоже время, помочь, по возможности, словом или делом.
Любопытная, напротив того, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если возможно, осудить, чтобы потом, как фарисей, бить себя в грудь и говорить: «благодарю тебя, боже, что я не таков, как сей мытарь».
К любопытству обыкновенно присоединяется злорадство или зависть к счастью других.
Любопытная старается проникнуть в самые сокровенные обстоятельства своих ближних не для того, чтобы дать хороший совет или помочь, разделить с ним радость или горе, но, чтобы привести их в смущение и радоваться их замешательству.
Злорадство охотно осуждает других и саркастически потирает себе руки. Действительно, есть много личностей, которые своими бесконечными вопросами и кажущимися дружественными замечаниями доводят до того, что им все расскажут, ничего от них не скроют, и они выведают все, что хотят знать. Таких людей следует всегда и во всех случаях жизни остерегаться. Узнать их не трудно. Вопросы их направлены большею частью к предметам, о которых мы охотно молчали бы, на которые мы смотрим, как на свою тайну и не желаем их предоставлять суждению большинства. Такие люди знают, что подобные вопросы неприятны, а потому и выспрашивают; они хотят нас смутить и, если возможно, привести в такое замешательство, чтобы заставить нас вывернуться или прибегнуть к необходимой лжи, чтобы потом еще смелее и с большей уверенностью, разыграть роль фарисея.
Действительно, образованный человек, настоящий друг, будет всегда избегать подобных вопросов и обходить их, но так деликатно, чтобы мы не могли упрекнуть его в равнодушии к нашей личности и обстоятельствам. Его сочувствие искренно, глубоко, и только боязнь обидеть нас или неприятно затронуть наше самолюбие не дозволяют ему нас спрашивать.
Истинно образованный человек, следующий правилам хорошего тона, ставит себя прежде на место той личности, которой хочет сделать интересующий его вопрос и, если он находит, что такой вопрос был бы ему стеснителен, он его и не предлагает.
Это одна сторона искусства вовремя молчать. Но есть еще и другая.
Есть еще другого рода любопытство, не ставящее своею целью пользоваться затруднительным положением другого, для возвышения своей собственной личности. Во многих случаях любопытная хочет только Слышать, чтобы рассказать дальше, распространить и через это сделаться интересной.
И в светских кружках есть личности, известные под именем «ходячей газеты», «живой хроники» и т. д. они могут говорить о каждом знакомом, об его жизни и обо всем, его касающемся; они знают все, что делается в кругу родственников и знакомых, и посещения их надо только дождаться, чтобы иметь богатый материал для подобных толков.
Но в виду того, что в подобных разговорах находят удовольствие, удастся ли им сделаться любимыми и необходимыми в обществе? Повидимому -- да; в сущности же, их не только не любят, но даже неохотно принимают. За спиною их каждый пожимает плечами и думает, как бы себя подальше держать от них, чтобы не попасть им на язык, как те личности, о которых они только что говорили.
Почти можно принять заправило: всякий, отзывающийся дурно о ближнем из легкомыслия или с умыслом, говорит о нас точно также и другим; и всегда подобное распространение новостей есть ни что иное, как дурной отзыв.