вы на странице полного текста "Манера держать себя в театре: афиша, либретто, разговор"
Хороший тон ставит также не малое число правил, которыми следует руководствоваться при посещении концертов или театров, и обращать на них должное внимание необходимо, так как упущение их из виду может легко быть причиною нарушения общественного спокойствия и порядка.
Каждая личность должна придерживаться как в театре, так и в концерте тех же правил приличий и вежливости, которые требуются в хорошем обществе. Мнение, что, заплатив за свое место, имеешь право держать себя, как хочешь, и не обращать вовсе внимания на присутствующих бесспорно ложно, и каждый образованный человек согласится, что как театр, так и концерт, даже при самом лучшем исполнении, не могут доставить истинно высокого наслаждения, если присутствующие хороший том вне дома.
Не будут себя держать прилично и вежливо относительно друг друга. Главное и первое условие глубокая тишина.
Уважение к публике, желающей прослушать художественное произведение, и внимание к исполнителям положительно требуют, чтобы в зале, театральной или концертной, царствовали глубокая тишина и спокойствие.
Беспокоить своих соседей вопросами во время игры или представления, или не спокойно сидеть на своем месте, двигаться то туда, то сюда, шуметь афишей или либретто -- в высшей степени невежливо. Часто случается, что нас просят одолжить афишу, либретто, иногда даже в то время, когда мы сами его читаем, или же в самый интересный момент начинают расспрашивать о находящихся на сцене или эстраде артистах, -- все подобное заслуживает порицания!
Кто не знают исполнителей, та должна раньше взять афишу и прочитать ее. Тоже самое относится и к либретто, и личность, рассчитывающая на либретто своих соседей, поступает очень неделикатно относительно последних.
Еще больший недостаток вежливости -- разговор во время представления. Есть личности, которые хотя бы весь день были вместе, но, приехав в театр, не могут воздержаться от болтовни.
Конечно, в театре или в концерте есть много предметов, которые могут остановить на себе внимание двух приятельниц, но они могли бы воздержаться и подождать до следующего антракта высказывать свои замечания и впечатления, или же устроиться так, чтоб их разговор нисколько не стеснял публики.
Необыкновенно блестящий туалет, выдающаяся особа, пьеса, артист или артистка невольно вызывают желание поделиться впечатлением, -- это совершенно естественно, но для этого можно воспользоваться антрактами, когда разговор наш никто не найдет невежливостью; говорить же во время представления хотя бы шепотом никогда не годится.
В особенности обращаем внимание посетителей опер, что эти музыкальные произведения начинаются не с поднятием занавеса, но с первого тона, раздающегося в оркестре при начале увертюры, которая, как известно, есть начало оперы, и большая часть из них имеет характер и содержит в себе основные музыкальные мысли оперы.
К сожалению, у нас на это мало обращают внимания , и поздний приход, разговоры, открывание и запирание дверей мешают почти всегда прослушать с истинным удовольствием увертюру, составляющую иногда лучшие страницы оперы. Помочь в этом случае нелегко; всякие принудительные меры тут бессильны: само общество должно стараться с большим уважением относиться как к музыке, так и к понимающей и истинно любящей ее части публике.
Приезжая в оперу минутами раньше, прерывая при первых же звуках оркестра разговор, всегда мешающий всецело погрузиться в мир звуков, общество само незаметно, но верно будет влиять на развитие понимания музыки и себе же этим доставит, может быть, до сих пор ему незнакомое наслаждение.
Каждая личность, любящая музыку, понимающая ее, как того требует истинное музыкальное. Развитие, редко решается лишить себя удовольствия не прослушать увертюру, -- без нее опера будет ей казаться неполной.
Каждая, едущая в театр или концерт, личность должна стараться уяснить себе, что она едет туда не из праздного любопытства, не из желания посмотреть на публику и туалеты, но для того, чтобы, возвысившись над вседневной жизнью, провести 23 часа в области поэзии и искусства.