вы на странице полного текста "Отношение к гостям"
Безразлично ровное отношение ко всем гостям есть действительно одна из самых трудных и неблагодарных задач хозяина и хозяйки, -- последние в обществе должны быть как бы вездесущими, всех занимать, везде присутствовать, за всем наблюдать, никого и ничего не забывать, -- они должны стараться, чтобы каждое лицо, оставляющее их дом, сознавало, что приятно провело время, и что хозяева -- люди в высшей степени милые, любезные и предупредительные.
Приобрести же подобный отзыв вовсе нелегко. Уменье постоянно поддерживать общий разговор, не давать ему истощаться или падать до неловкого молчания -- требует большой ловкости, а иногда и некоторого усилия со стороны хозяйки дома. Личности, сходящиеся в обществе, имеют часто самые разнородные воззрения, убеждения, понятия и иногда бывает очень трудно вовремя устранить спор или рассуждения, могущие кончиться нехорошо.
Но прекратить спор в самом начале, не дать ему разгореться и устроить, чтобы в расположении духа и разговорах общества господствовала полная гармония, должно быть обязанностью каждой представительницы дома. Конечно, повторяем, исполнение этой задачи не легко и, кроме изучения, требует, в некоторых случаях, еще опытности и известных усилий над собою.
С другой стороны, следует также избегать преувеличивать любезность и вежливость. Желая не оказывать никому предпочтения, относиться ко всем одинаково, не следует забывать различных общественных положений присутствующих, так, напр., Если нас посетила знатная особа со своею компаньонкою, то было бы положительно невежливо относительно обеих обращаться с обеими совершенно ровно.
Первая наверное взглянула бы на такое с нею обращение, как на обиду и желание отодвинуть ее на второй план; вторая же приняла бы его как намеренную иронию, -- обе стороны обиделись бы; мы же показали бы себя смешными в глазах общества. Но также было бы очень неделикатно дать компаньонке почувствовать расстояние, которое ее отделяет от сопровождаемой ею особы, -- она сама достаточно сознает свое положение и мы обязаны быть с ней вежливы и предупредительны.
Кроме опытности, в подобном случае необходим и природный такт и деликатность, -- тогда всегда нетрудно будет заслужить репутацию любезной хозяйки и умной представительницы дома. В прежних главах, мы уже обращали внимание наших читательниц на то, что туалет хозяйки дома, в приемный день, должен быть безупречен, но не бросающийся в глаза, и не такой дорогой, какой она может одеть, отправляясь сама с визитом.
Днем хозяйка дома принимает большей частью одна, так как в это время муж обыкновенно бывает занят на службе; но было бы невежливо, если бы хозяин или хозяйка удалились бы вечером или от обеда, ожидая приглашенных гостей. Взрослые дочери присутствуют при приеме. В случае болезни хозяйки дома, болезни не важного свойства и поэтому не требующего отказа, место представительницы дома занимает ее взрослая или подрастающая дочь, но, в таком случае, она принимает не одна, а в обществе своей воспитательницы, гувернантки или вообще пожилой особы.
Дама при приеме мужчин должна держать себя крайне осторожно. Если она пред приходом гостя лежала на кушетке или chaise longue, то должна непременно встать; продолжать же лажать было бы неприлично. Мы уже говорили, что в спальне никогда принимать нельзя. Только в болезнях, при которых запрещено вставать, доступ в спальню открыт доктору, священнику и очень близкому, почтенных лет, родственнику.
Если же особа может вставать, то и этих лиц следует принимать в другой комнате, а не в спальне. При всех посещениях, которых нельзя причислить к числу интимных, но считаемых визитами более официальными, всякое постороннее занятие, напр. Вышиванье или вязанье, откладывается в сторону.
Молодые девушки, присутствующие при посещении, должны вести себя сдержанно и скромно, не будучи при этом натянуты и молчаливы. При посещениях, носящих характер более дружественный, можно позволять себе немного более свободы, и работа В руках их и дам тут совершенно у места. Если есть другие посетители, то даму гостью хозяйка провожает только до дверей комнаты.
Дама почтенных лет всегда останется хорошего мнения о дочери или сыне хозяйки, если они, вследствие отсутствия отца, предложат ей руку довести ее до передней, молодая девушка, в случае надобности, оказывает иногда неизбежную маленькую услугу, напр. Завязывает или закалывает платок, застегивает крючок, спускает вуаль и т. п. такая услуга, как она ни маловажна, всегда рекомендует девушку с хорошей стороны. Подать шубу, надеть галоши, конечно, дело прислуги, которой надо строго внушить, чтобы она вовремя исполняла свою обязанность, и при уходе гостей всегда находилась бы в передней.
Замечаем мимоходом, что хозяйке дома следует обратить также свое внимание на то, как прислуга подает верхнее платье и надевает галоши, и, приучив ее к тому, требовала бы, чтоб она исполняла это ловко и быстро.
Дверь, закрывающаяся с шумом за уходящим гостем, всегда производит неприятное впечатление, и поэтому желательно, чтоб и на этот случай прислуге даны были необходимым инструкции.
Если присутствующих гостей нет, то хозяйка дома может, если желает, проводить свою гостью и до передней, -- вежливость, которая вовсе не у места относительно мужчины. Мужчина, откланявшись, уходит один; если же муж, сын или другой близкий родственник находится в комнате, то обязанность проводить гостя падает на него.
При посещениях обыкновенных, т. е. неделовых, мы всегда должны помнить, что цель, приведшая к нам известное лицо, было желание нас видеть, узнать, как мы поживаем, вообще -- участие к нашей собственной личности. Как гость уже при входе выражает нам свое удовольствие видеть нас, так и мы, в свою очередь, в нашей встрече и в нашей наружности сейчас же должны выказать нашу радость и благодарность за посещение.
В порядке выражаемых друг другу приветствий следует также соблюдать известную форму. Так, за первыми приветствиями следуют выражения удовольствия видеть друг друга, затем вопросы о здоровье или о занятиях и, наконец, о семействе. Эти несколько фраз берут очень мало времени и, большею частью, произносятся стоя; приглашение садиться обыкновенно следует после; дама, конечно, садится раньше.
Если в гостиной уже находятся посетители, то хозяйка может сократить свое приветствование и, представив вошедшего гостя остальным лицам, указать ему место. При входе дамы, мужчины подымаются со своих мест. Хозяйка идет ей несколько шагов на встречу, и в таком случае молодые девушки тоже немогут оставаться на своих местах.
Вообще, следует заметить, что молодые девушки должны избегать сидеть в присутствии стоящей дамы старше их по летам. Как во многих случаях, так и тут, невозможно определить с точностью, когда и как следует поступить; но природный такт и привычка вежливого обращения помогут и в настоящем случае.
Если в гостиной присутствуют уже гости, то Дама не оставляет своего места для приветствования вошедшего мужчины или молодой девушки; также все присутствующие дамы и девушки не встают с своих мест. Исключением бывает приход высокопоставленной особы. Хозяйка дома никогда не должна показывать вид, что визит пора окончить и что продолжение его ей будет в тягость.
Конечно, может иногда случиться, что наши обязанности или непредвиденные обстоятельства заставляют нас удалиться; в таком случае, мы должны вежливо и любезно извиниться пред гостем или гостьей и, если возможно, объяснить им причину, по которой нам нельзя дольше пользоваться удовольствием видеть их у себя.
Также необходимо в подобном случае просить о повторении посещения и даже назначить день и время, в которое она уверена, что ничто не помешает более продолжительному свиданью. Каждому уходящему гостю следует из вежливости выразить сожаление об его скором уходе, показывая тем, что посещение его было нам приятно.
Но хороший тон требует, чтобы на это выражение смотрели именно, как на вежливость, и, промедля дветри минуты, простившись, удалиться. Знакомую личность, приехавшую из другого города или деревни, следует, прежде всего, спросить о путешествии, как его совершили, о погоде, потом уже о здоровье и родственниках или семействе, оставленном дома.
В заключение, обращаем внимание на то, что высокомерное обращение богатых с бедными, вышестоящих с нижепоставленными всегда производит на каждую благородную личность очень неприятное впечатление, и первые сильно ошибаются, думая таким обращением придать себе больше значения, большую важность. Надменное, гордое обращение с людьми, от которых мы не зависим, унижает нас самих.
Напротив, именно любезное, внимательное отношение к людям беднее и стоящим ниже нас по положению в обществе показывает высокое, истинное развитие, как нашей нравственности, так и нашего ума, и есть, некоторым образом, мерило наших истинно благородных чувств.