вы на странице полного текста "Порядок бала"
Венец всех удовольствий светской жизни, бесспорно, большой бал. Слово это имеет магическую силу, и если хочешь приобрести милость светской барыни, то стоит только заговорить о бале, и можно быть уверенным, что завяжется оживленный разговор. Даже тогда, когда миновала пора молодости и увлечений и седина все более и более начинает проявляться, совершенно невольно звуки вальса будят в нас воспоминания о незабвенном, чудесном времени молодости, его увлечениях и светлых верованиях в жизнь!
В теперешних танцах требуют так мало искусства, что немного прирожденного дарования совершенно достаточно, чтобы удовлетворить всем требованиям бала. Многие из хорошо танцующих никогда не имели уроков танцев, но из этого не следует, чтобы последние были совершенно лишние; и, кажется, мы достаточно ясно говорили об этом в одной из предыдущих глав.
Хорошее воспитание молодой девушки, ее утонченное знание приличий можно легко узнать но манере, как она предается удовольствию танцевать, но совершенно справедливо мнение, что муза танцев больше не касается бальной залы. Хотя редко встречаются исключения, глядя на которые можно сказать, что танец есть искусство, но тем приятнее останавливается на них взор.
Вообще, теперь считают грацию и искусство лишним; главным же условием танца -- кружиться и носиться по зале. Еще в 1578 г. Шпангенбере писал: «что же это иначе, как не дикая, страшная беготня и гоньба! Можно побожиться, что они глухи, безумны и пляшут пляску св. Витта», и действительно, разница небольшая. Слова эти сказаны три столетия тому назад, но когда взглянешь в современную танцевальную залу, то невольно приходит мысль, не относится это суровое негодование шпангенберга к современному балу?
Мы стоим и удивляемся бессильным стараниям музыки поддерживать такт и порядок в шумном хаосе! «и всетаки, хаос этот прекрасен», шепчет наша читательница, и мы далеки от мысли противоречить ей или осуждать высказанное ею мнение: в глубине души звучит тихий голосок, самый красноречивый защитник танцев, и никакие порицания, никакие суждения не в состоянии поколебать приятности этого любимого удовольствия! Этот тихий голос не обманывает, потому что основанием его красноречию служит сама человеческая природа, потребность, присущая каждому человеку иногда, по временам, веселиться с себе подобными.
Поэтому, танцуют всюду: и под голубым небом, и в блестящем танцевальном зале, и в закоптелой горнице деревенского постоялого двора, и в полярных странах при свете северного сияния, и под палящими лучами знойного тропического солнца. Кто посетил один или несколько парадных балов в течении сезона, тот знает, по собственному опыту, что не танцы вообще, а только -- некоторые избранные доставляют удовольствие.
Звуки вальса, польки, кадрили или мазурки не доставляют всем одинакового удовольствия. Один слышит с затаенным неудовольствием то, чем другой восхищается, но никто не имеет права высказывать свои желания или приводить их в исполнение; он должен покориться общему закону, который называется порядком бала.
Под этим подразумевается последовательность танцев, определяемая тем лицом, которое взяло на себя роль распорядителя. Составить такой порядок не такто легко, как кажется с первого взгляда, потому что он должен, по возможности, удовлетворять желаниям каждого и заключать в себе все принятые танцы и в тоже время оставить промежутки для необходимого отдыха. Для этого следует избрать мужчину опытного и знатока своего дела; но и он часто подвергается тихим, а иногда и громким упрекам, вследствие неудовлетворения всех претензий и желаний.
При общественных или торжественных балах, bal рагe, даваемых разными обществами или в клубах, в помощь распорядителям дается еще комитет, чтобы сообща придумать, как лучше распределить танцы и устроить бал. В клубах, на балах последовательность танцев означается на нескольких, развешанных в разных местах залы, досках, так что каждому легко узнать, что следует одно за другим.
На более изысканных балах порядок танцев печатается на маленьких карточках и вручается при входе в зал каждой даме. Это очень приятно и особенно важно для таких личностей, которые известны своим умением танцевать и много выезжают.
Являясь на вечер, их обыкновенно сейчас же приглашают на все танцы, и им было бы очень трудно запомнить имена всех кавалеров, просящих и получающих согласие на тот или другой танец. Карточка же значительно облегчает трудность, потому что Дама отмечает около каждого означенного танца имя кавалера, которому дано слово, или позволяет самому кавалеру записать свое имя (при таких табличках обыкновенно прикрепляются карандаши). случается, что кавалер, которому обещают танец, записывает его название на своей визитной карточке и подает ее даме, но в этом обычае есть своего рода неделикатность, потому что если бы всякий кавалер захотел так поступать, то бедной даме пришлось бы хранить в продолжении вечера 12- 20 визитных карточек.
Совершенно понятно, если мы будем говорить здесь, только о некоторых, более употребительных танцах на балах, потому что говорить обо всех у нас не хватило бы места, да оно и лишнее. Также нельзя ожидать от нас, чтобы мы указали, как следует делать различные pas.
Нет сомнения, что танцы много способствуют к характеристике времени. Как суровость средневековых мужчин, так и грациозная миловидность времен господства рококо нашла верное отражение в танцах.
В наше время, также можно смело сказать, что танцы носят на себе отпечаток современных открытий пара и электричества. Тихие, величественные движения наших отцов и праотцов исчезли; менуэт сделался преданием; грациозные pas известны только по названию; за то скорый вальс, галоп и другие, захватывающие дух, танцы вполне господствуют.