вы на странице полного текста "Музыкальное развитие ребенка"
Раннее музыкальное развитие ребенка
Современные родители глубоко заинтересованы в широких возможностях раннего музыкального развития ребенка. В каком возрасте можно начинать музыкальные занятия с ребенком? Как правильно подобрать упражнения и музыкальные игры, чтобы малыш сохранял интерес к занятиям и не переутомлялся? Эти и многие другие вопросы раннего музыкального развития встают перед родителями.
Первые годы жизни малыша особенно важны для развития детских музыкальных способностей. Специалисты доказали, что чем раньше будет начата работа по развитию музыкальных способностей, тем лучше будет результат. Каждый возрастной период развития ребенка имеет несколько важных сфер, которые особенно чувствительны к внешним воздействиям, в том числе к музыке. Это сенситивные периоды, в которые те или иные способности малыша развиваются наиболее интенсивно. Общее психическое развитие определяет специфику развития музыкальных способностей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Главным на этом этапе является пробуждение чувственной сферы, т.к. ребенок познает и воспринимает окружающий мир органами чувств, а не разумом. С самого раннего возраста вы можете детские песни скачать бесплатно и включать в той комнате, где малыш бодрствует, чтобы малыш учился восприятию музыки.
Важно помнить, от того, насколько активно будут накапливаться яркие, эмоциональные впечатления, эстетические переживания и настроения во многом зависит дальнейшее не только музыкальное, но и интеллектуальное развитие малыша.
Одним из главных средств воздействия на чувства ребенка является музыкальное искусство. Еще в тот период, когда малыш находится в животе у мамы, он получает первый опыт по восприятию музыки. Музыкальное искусство с первых дней жизни должно стать непременным сопровождающими фоном развития. Первые «гуления» крохи можно назвать звукоподражанием. На этом этапе малыш с помощью звуков пытается подражать маминой речи, вторит тембру ее голоса. Игру с погремушками можно назвать ритмическим развитием ребенка, опытом первого
Раннее музыкальное развитие ребенка: выявление задатков
Итак, является очевидным, раннее музыкальное развитие ребенка необходимо в первую очередь для общего развития малыша в этот период — для развития чувственной сферы. Кроме этого, этот период можно назвать временем активного психомоторного развития малыша. Отвечая на вопросы, каким должно быть раннее музыкальное развитие, в первую очередь попробуем выяснить, что мы вкладываем в понятие «музыкальное развитие». Музыкальное развитие — это постоянный процесс качественных изменений музыкальных способностей человека. Эмоциональный отклик на музыку — самый главный критерий музыкальности.
Конечно, толчком к развитию музыкальных способностей( также, как и любых других) является выявление способностей и развитие задатков. Создавая условия для выявления музыкальных способностей малыша мы ориентируемся на тот факт, что крохе сложно удерживать произвольное внимание долгое время, его восприятие направлено на активное изучение предметной действительности. Поэтому необходимо, чтобы занятия музыкой были насыщены двигательными, активными формами работы, создавали ощущения праздника, сказки. На таких занятиях должно развиваться воображение и фантазия, эмоционально-чувственная сфера малыша. Происходит взаимосвязь развития музыкальных и общих способностей ребенка.
Раннее музыкальное развитие ребенка связывают, прежде всего, с формированием сенсорных способностей, т.е. способности различать высоту звучания ( низко-высоко), динамику (тихо-громко), тембр ( «голоса» детских музыкальных инструментов), темп ( медленно — быстро), а также с началом формирования музыкальной памяти и музыкального мышления.
Малыш начинает вслушиваться в музыкальное произведение как в одно целое. Поэтому, когда развивается музыкальное мышление, формируется способность слышать характер, настроение простейшего музыкального произведения. Взяв за основу особенности возраста, методика раннего музыкального развития основана на поступательном движении от восприятия музыки через творчество и исполнительство к музыкально-образовательной деятельности. Другими словами, не стоит заниматься только игрой на музыкальных инструментах или только игрой на музыкальных инструментах. Каждый из этих компонентов должен присутствовать на музыкальном занятии. Главное на занятии: мы начинаем с эмоционально-чувственных впечатлений от того, что слышим, затем переходим к апробированию услышанного в различных видах деятельности: подпевании, звукоподражательных упражнениях, музицировании, двигательных играх. И только потом, накопив впечатления и двигательного, и чувственного опыта, мы вместе с малышом можем импровизировать. Обязательно нужно помнить, что проведение музыкальных занятий должно быть последовательным и системным. И педагоги, и родители должны отчетливо представить окончательный результат, на который направлены музыкальные занятия.
Раннее музыкальное развитие ребенка: особенности занятий
Любое занятие по музыкальному развитию ребенка должно включать все виды музыкальной деятельности, которые реализованы в музыкально-дидактических играх. На занятии должно быть разумное сочетание музыкально-ритмических, музыкально-изобразительных упражнений, вокальных упражнений. Переход от одного компонента к другому должен осуществляться пошагово, задания усложняться должны постепенно. В этом возрасте активное внимание должно уделяться развитию крупной и мелкой моторики.
Поэтому необходимым компонентом каждого занятия должны быть пальчиковые игры и музыкально-ритмические упражнения, проводимые под музыку.
Занятия для раннего музыкального развития имеют свои особенности. В раннем возрасте вокальное развитие тесно связано с фонематическим, поэтому, приступайте к певческим упражнениям с элементов звукоподражания( например, произносите слоги,изображающие «пение» животных — «гав», «мяу»). Затем мы переходим к подражанию голоса родителя или педагога, подпеваем отдельные слова в песне, слоги.
Для развития чувства ритма рекомендуется начинать с игровых ритмических заданий, где, повторяя слова стихотворения, дети делают определенные движения по показам взрослого. Затем мы начинаем выполнять эти движения, но уже в такт музыке. При этом следует добиваться согласованности и четкости движений,совпадении с пульсацией музыкального произведения.
Во время занятия мы развиваем сенсорные способности ребенка, акцентируя его восприятие на яркие сопоставления звучания ( тихо-громко, низко-высоко, медленно- быстро), не забывая и о взаимосвязи звучания с наглядными картинками и образами.
Если спрогнозировать результаты раннего музыкального развития, можно обозначит следующие достижения: к 3-м годам ваш малыш:
— узнает и эмоционально реагирует на знакомые мелодии;
– способен различать контрастные особенности звучания (низкий- высокий; тихий-громкий; медленный-быстрый);
– вслед за педагогом подпевать в песне музыкальные фразы;
– двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
– выполнять звукоизобразительные движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук в такт музыке;
– различать и называть музыкальные инструменты: бубен, погремушки, колокольчик.
Желаем вам эмоциональных ярких открытий в волшебном мире звуков с вашим ребенком!
Примерный план проведения занятия по раннему музыкальному развитию ребенка:
1. Ритуальная песня-приветствие.
2. Дыхательная гимнастика.
3.Звукоподражательные игры (показываем высоту движения мячика с горы на звук «у», полет жука «жу». При этом амплитуда полета может быть снизу вверх от низкого гудения к постепенному повышению звука и наоборот).
4. Совместное пение с движением (хлопки, притопывание).
5. Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением.
6. Игры на формирование дифференцированного музыкального восприятия (сыграть на фортепиано, как капает быстро или медленно дождик, а затем узнать и показать с помощью картинок или жестов, какой был дождик. Угадать, какой звучит детский музыкальный инструмент (погремушка, металлофон, колокольчик). Спрятать игрушку за спину на окончание музыкальных фраз).
7. Музыкально-ритмические подвижные игры (Шагаем, хлопаем четко в такт музыки, при этом добиваемся четкости и слаженности движений).
8. Звукоизобразительная игра на фортепиано ( ребенок пытается изображать образы животных в различных звуковых регистрах с разным настроением).
9. Совместное музицирование детей и педагога на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.
11. Музыкально-театральные, хореографические игры-постановки.