вы на странице полного текста "Болтовня и искусство вести разговор в обществе"
Когда идут в гости, то, по большей части, рассчитывают найти там развлечение или, по крайней мере, слышать что-нибудь другое, чем разговор о вседневной, обыденной жизни, которую ведешь у себя дома.
В гостях хотят рассеяться, а не только поучаться. Потому самые ученые люди бывают часто несносны в обществе; они очень легко забывают, что они не на кафедре перед учениками, а в обществе личностей, желающих отдохнуть и рассеяться от дел и неприятностей дня.
Специальные вопросы науки могут интересовать круг близких друзей и невсегда встречают всеобщий интерес в незнакомом обществе. Одна не понимает возбужденного вопроса в полном его объеме и скучает при его решении, тогда как для другой, может быть, он сделался задачей жизни; все политические и религиозные вопросы легче всего приводят к спору и могут разрознить самых лучших друзей. В больших обществах, в гостях, где сходятся ...
личности с различными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Поэтому общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе.
Не следует говорить только об одной погоде или, как это случается в дамском кругу, о хозяйстве и сопряженных с ним неприятностях; болтовня легко должна переходить от одного предмета к другому, затрагивая таким образом самые разнородные вещи, оправдывая старую немецкую поговорку: «кто много приносит, тот каждому что--нибудь уделите».
О чем же можно говорить, если ни личности, ни ученые вопросы не могут служить предметом разговора? В обществе не может быть недостатка в материалах для разговора, предполагая, что всякий приходит в гости для удовольствия и развлечения, и потому на веселую тему всегда отзовется с удовольствием, -- так, напр., Новости дня, празднество, новейшие литературные произведения, художественная выставка, пьеса в театре и т. д. занимательность болтовни зависит не от предмета, о котором говорят, но от способа, как о нем говорят.
Самый незначительный предмет разговора дает часто повод к остроумным замечаниям; верный такт умеет переходить незаметным образом от одного предмета к другому, не прерывая внутренней связи между ними, также искусно продолжает прерванную нить разговора и дает возможность другим сделать подходящее замечание, которое, вместе с тем, служит повой завязкой для продолжения разговора. Конечно, не каждой дано, приятно болтать и подстрекать к тому других, но кто не обладает этою способностью, должен стараться, хотя в малой степени, приобрести это искусство.
Болтовня требует знания, уверенности в правилах хорошего тона и верного такта. Редко разбирается какой--нибудь предмет всесторонне, но он приобретает всеобщий интерес, вследствие какого--нибудь остроумного заметания. Болтовня не есть речь, которая требует всеобщего внимания, она вкрадывается своею свободою и многосторонностью; ее легкая игривость касается всех предметов и заставляет наше внимание переходить от одной темы к другой.
Серьезное и шутка, идя рука об руку, составляют главную основу приятного разговора и игривой болтовни. В сущности, почти невозможно определить значение слова болтовня: наивна и остроумна, но т поверхностна, шаловлива, но не слишком свободна, разумна, но не тяжеловесна, остра, но не злорадна, занимательна, но не состоящая из одних вопросов и ответов -- все это составляет веселую, оживленную болтовню. Состоя из слабо между собою соединенных колец, она образует цепь, к которой умеет приковывать внимание всех присутствующих.
Несоединима с болтовней -- претензия вести одной разговор, показывать свой ум, желать им блеснуть, вмешиваться несвоевременно и обрезать рассказ другой личности замечанием, хотя бы и остроумным.
Болтовня -- всеобщее достояние, в котором каждый может принять участие, но, тем неменее, она остается в руках тех немногих, которые умеют ловко, приятно ее вести и доставлять другим приятное развлечение; этим легко объясняются радость и удовольствие представительницы дома, если между ее гостями находится личность, которая умеет хорошо болтать.