вы на странице полного текста "Методика раннего развития семьи Никитиных"
Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины являются классиками отечественной педагогики. На примере своей многодетной семьи они показали, как помочь ребенку стать самостоятельной и гармоничной личностью.
Основные принципы методики Никитиных
Согласно мнению Никитиных, в воспитании ребенка взрослыми допускаются две крайности. Первая крайность- заорганизованность. Ребенок в семье сверхзаботливых родителей постоянно занят играми, развивающими занятиями, развлечениями. Для самостоятельной деятельности у ребенка совершенно нет времени.
Второй крайностью Никитины называют заброшенность ребенка. В семье нерадивых родителей общение с ребенком сводится к тому, чтобы одеть, накормить, уложить спать. Как результат такого воспитания у малыша может возникнуть психологическое голодание, задержка психического и эмоционального развития, умственная отсталость.
Методика Никитиных опирается на основные жизненные понятия: труд, естественность, творчество и близость к природе. Дети являются хозяевами самим себе, своему распорядку, своим поступкам. Родители -помощники для детей в сложных жизненных и философских ситуациях, они вовсе не принуждают своих чад к действиям, определенным занятиям. Взрослые подталкивают детей, но не опережают их, они вступают с детьми в диалог. Согласно методике Никитиных, главной задачей воспитания является максимальное развитие творческих склонностей ребенка, его подготовка к жизни.
Методика Никитиных заключается в следующих основных принципах:
1) Никаких специальных уроков, тренировок, зарядок. Свобода творчества во всем.
2) Спортивная обстановка в доме и легкая одежда: с самого раннего детства в повседневную жизнь ребенка входят спортивные снаряды, они являются для детей естественной средой обитания.
3) Следующий принцип методики Никитиных: родительское внимание и участие в жизни ребенка: взрослых и детских играх, соревнованиях.
Главной целью родителей, по мнению Никитиных, должно стать невмешательство в развитие ребенка, стремление помочь( а не давить своими замыслами и идеями), создавать самые лучшие условия для развития ребенка, опираясь на его самочувствие и желания.
Родители, которые придерживаются методики Никитиных в воспитании своих детей, не стремятся научить их всему как можно раньше. Изначально такая цель не преследовалась. Но Лена Андреевна и Борис Павлович Никитины заметили, что те стороны интеллекта, для которых созданы благоприятные условия, развиваются лучше. Например, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появились буквы, цифры, разрезная азбука.
Методика Никитиных: как вызвать у ребенка желание заниматься?
Первые впечатления непроизвольно возбуждают интерес ребенка к определенной области знаний, развивают способности малыша. Родители должны создать все необходимые условия для развития ребенка. На стены в детской комнате можно повесить таблицы с прописными и печатными буквами, карты полушарий, рисунки с измерительными приборами и т.д.
Еще один важный момент для успешного развития ребенка: работа рядом, общая работа, проявление интереса к процессу, к результатам труда, обмен мнениями. Родители должны помнить: никогда не стоит делать за ребенка ту работу, с которой он может справиться сам, никогда не следует решать те задачи, которые малыш может разрешить самостоятельно. В случае неудачи не нужно стыдить и упрекать ребенка. А вот успех не должен оставаться незамеченным! Не скупитесь на похвалу. Главное условие: неравнодушие к делам ребенка.
Физическое развитие ребенка по методике Никитиных
Согласно методике Никитиных, тело ребенка само по себе является инструментом познания. Ребенок должен быть готов воспринимать знания не только умственно, но и физически. Если малыш не будет перегружен лишней одеждой, не отягощен сверхкалорийной пищей его тело охотно и легко будет идти навстречу требованиям умственного порядка. С младенческого возраста спортивные снаряды должны входить в жизнь ребенка. Никитины отводят огромную роль закаливанию, которое помогает избежать множества простудных заболеваний.
Интеллектуальные игры по методике Никитиных
Главное отличие игр: безграничный простор для творчества и многофункциональность. Игры по методике Никитиных могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Дети учатся, переходя от простых заданий к более сложным, получают удовлетворение и радость от умственной деятельности, учатся думать, порой ошибаться, но обязательно добиваться цели.
Каждая игра — это набор заданий, которые малыш решает с помощью кирпичиков, кубиков, квадратов, элементов конструктора. Задачи предлагаются малышу в различных формах: в виде модели, рисунка в изометрии, плоского рисунка, чертежа, устной или письменной инструкции, и таким образом, знакомят его с всевозможными способами получения информации. Задания расположены от простых к сложным.
Интеллектуальные игры Никитина имеют несколько уровней сложности: многие из них доступны двух-трехлетнему ребенку, а некоторые не под силу среднему взрослому. Благодаря постепенному возрастанию трудности задач ребенок самостоятельно совершенствуется, то есть, развивает свои творческие способности. Возможно, когда-нибудь ему будут нравится игры для детей он-лайн, но в раннем детском возрасте самыми любимыми становятся игры с кубиками, деталями конструктора.
Если вы решили использовать в занятиях никитинские развивающие игры, следует придерживаться следующих принципов:
— нельзя подсказывать ребенку ни словом, ни жестом способ решения задания. Используя практический подход в решении задачи, ребенок учится брать все нужное из окружающей действительности самостоятельно;
— нельзя добиваться и требовать того, чтобы ребенок решил задание с первой попытки. Возможно, он просто не дорос до этого уровня сложности, нужно подождать неделю, день, месяц, а может и больше.
Результатом задания являются рисунки, узоры, сооружения из кубиков, деталей конструктора, кирпичиков, то есть, осязаемых вещей. Ребенок видит решение задачи и это позволяет контролировать точность выполнения задания.
Практически все развивающие игры по методике Никитина позволяют родителям и детям придумывать свои варианты решения, способствуют развитию творческой деятельности.