вы на странице полного текста "Наблюдение за развитием подвижности ребенка"
трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфических заболеваний.
Для постижения того, как следует оценивать и наблюдать за ребенком в этом периоде приводим ниже несколько вводных понятий о развитии.
Двигательность (мотричность). Вначале положение грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечностей. Спонтанные движения имеют характер «работы педалями » и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристаллизуются отдельные целесообразные движения.
Последовательность движений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от основания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рождается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными
движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:
-- в возрасте 3--4 недель: ребенок координирует движения глазных
яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает
голову;
-- в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову
и плечи;
-- в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову когда его подымают
вверх;
-- в возрасте 4--5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
-- в возрасте 5--6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на
спину;
-- в возрасте 6--7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре,
протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
-- в возрасте 7--8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на
живот;
-- в возрасте 8--10 месяцев: ребенок ползает на четверенках, стоит
на ножках при помощи опоры;
-- в возрасте 10--12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается
опираясь на окружающие предметы;
-- в возрасте 11--15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.
из книги: Кэпрару "Мать и дитя" - Медицинское издательство (1989)
движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:
-- в возрасте 3--4 недель: ребенок координирует движения глазных
яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает
голову;
-- в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову
и плечи;
-- в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову когда его подымают
вверх;
-- в возрасте 4--5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
-- в возрасте 5--6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на
спину;
-- в возрасте 6--7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре,
протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
-- в возрасте 7--8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на
живот;
-- в возрасте 8--10 месяцев: ребенок ползает на четверенках, стоит
на ножках при помощи опоры;
-- в возрасте 10--12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается
опираясь на окружающие предметы;
-- в возрасте 11--15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.
из книги: Кэпрару "Мать и дитя" - Медицинское издательство (1989)