вы на странице полного текста "Искусство молчать"
Справедливость мысли: речь -- серебро, молчание -- золото, подтверждается часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях, должна, прежде всего, стараться усвоить себе искусство уметь вовремя молчать. Это в одинаковой степени относится как к той, которая ищет составить себе положение, так и к той, которая, в будущем своем обязана будет вращаться в обществе.
Конечно, под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая личность, принадлежащая к хорошему обществу, не должна быть молчалива, или односложна в своих ответах. Напротив того,...
чтобы быть хорошей собеседницей, надо уметь приятно и хорошо го Ворить; иначе можно прослыть за особу ограниченную.
Искусство говорить приятно, давать разумные и удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум и приятные качества собеседницы; в разговоре скорее всего высказывается образованный человек; -- вот эти то качества сравнивают с серебром. В одной из предыдущих глав мы указали на уменье слушать, но в тесной связи с ним и имеющее не меньшую важность, составляет искусство молчать.
Как часто можно отметить в жизни факты, где какое--нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение портило карьеру и даже жизнь человека. Уже в библии сказано: «пусть будет всякий скор на слушанье и медлен на речи». Эта мысль на столько верна, что каждый, вступающий в свет и желающий быть принятым в хорошем обществе, должен взять за правило вышеприведенное библейское изречение. О многом говорят в свете, -- кто же слышит и вовремя умеет молчать, тот делается господином своего положения и имеет перевес над другими.
Редко говорят о предметах, большею частью разговор касается личностей й их обстоятельств. К сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество имеет, в большем или меньшем размере, каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том, чтобы подавить это влечение; поэтому, требуется от каждого, посещающего и причисляющего себя к образованному кругу, оставлять это похвальное качество при себе.
Могут возразить, что и в самом лучшем кругу встречаются злые языки -- это, конечно, даже слишком справедливо; но также верно, что там это замечается только за единичными членами; остальные же, не смотря на положение и образование личности, видят в болтливости о ближнем погрешность против хорошего тона.