вы на странице полного текста "Музыкальные вечера и выбор пьес"
Речь в этой главе будет идти, конечно, не о застольной музыке, способствующей поддержанию веселого настроения в обществе и к которой каждый более или менее относится равнодушно; также не о больших концертах, но о музыке, которая, выступая соединительным звеном в собрании, должна иметь целью доставить, по возможности, обществу приятное развлечение и художественное наслаждение.
Артист также обязан в обществе сбросить эгоизм, в угоду которому он часто играет только то, что ему самому нравится и что он, по господствующим артистическим принципам, думает единственно возможным для исполнения.
Другими словами, его целью, хотя бы он не был приглашен собственно для игры, должно быт желание доставить обществу приятное, и не забывая, что каждый присутствующий сочтет за большую честь слышать артиста в частном доме, должен постараться доставить слушателям возможно большее музыкальное наслаждение. Но настоящая глава касается меньше артистов по призванию, или личностей, достигших высокой ступени искусства, -- она относится преимущественно к тем, которые играют сносно и составляют наибольший контингент.
Опыт показывает, что личности с малыми дарованиями и слабо выработанными музыкальными силами более всего хлопочут в обществе о музыке. Играющая в обществе личность благоразумно поступает, если при выборе пьес руководствуется вкусом и способностью понимания своих слушателей.
Большая разница -- играть пред маленьким числом понимающих и художественнообразованных слушателей, или же в большом обществе, члены которого часто ничего не понимают в музыке и хотят только слушать пустые, приятные для уха, музыкальные произведения, и в этом случае мнение и отзыв единичных знатоков редко имеют перевес.
Серьезные, классические, действительно художественные вещи можно исполнять только пред истинноразвитыми в музыкальном отношении слушателями; иначе легко можно возбудить своей игрою скуку, которой, понятно, в обществе должно всегда избегать.
Каждая, которую просят играть должна принять во внимание вкус и развитие общества. Хотя бы в числе слушательниц и находились личности, способные оценить умение играющей, всетаки следует подавить в себе желание слышать похвалы и удивление, а заботиться больше о доставлении большинству удовольствия своею игрою.
Легкие пьесы, как попурри из любимых опер или вальс штрауса, доставят всегда слушательницам больше удовольствия, а исполнительнице больше похвалы, чем самая артистическая передача сонаты бетховена.
Так называемый «салонные пьесы» пишутся собственно для таких случаев, и хотя они очень неохотно играются артистами, но они самые подходящие, чтобы доставить всеобщее удовольствие.
Мы далеки от мысли критиковать или произносить суждение над этими произведениями, иногда нетрудными, но эффектными. Музыка существует не для некоторых посвященных, но служит для пользы и удовольствия всех вообще. Каждая, хорошо музыкальнообразованная, особа не должна пренебрегать внести в число играемых ею вещей несколько салонных пьес. Она может быть уверена, что такие пьесы во многих кружках окажут ей лучшую услугу, чем художественнооконченные произведения классиков.
Часто встречающиеся слова: «я играю только классические вещи» -- отговорка, которую часто приходится слышать в ответ на просьбу сыграть какую-нибудь из любимейших и известнейших салонных пьес -- крайне невежлива, потому что в ответе этом звучит, будто личность, которая просит сыграть и все остальное общество не стоят на одинаковой с ней ступени артистического развития.
Часто эта манера так выражаться есть не больше, как предлог, чтобы вовсе не играть; но она, во всяком случае, невежлива, как относительно хозяйки, так и относительно других присутствующих. Кто играет или поет в обществе, должен стараться знать пьесы на память; всякое музыкальное произведение может быть только тогда исполнено пред обществом, когда им владеют вполне, и в памяти нет ни одной недостающей ноты.
Но полагаться всегда на свою музыкальную память довольно опасно, и даже артисты, играющие соло в концерте, часто ставят перед собою ноты для большей смелости, чтобы не сбиться в случаи моментальной неуверенности, происшедшей вследствие какой-нибудь внешней непредусмотренной причины. Не мешает поэтому играющим в обществе следовать этому благоразумному правилу: только зная наизусть пьесу, можно ею вполне владеть и быть уверенным в успехе и в произведении желаемого впечатления на слушателей.
С другой стороны, являться в залу с целой папкой нот весьма неловко: это похоже на то как будто желаешь вызвать просьбу играть. Тем не менее, многие особы, обладающие большим музыкальным образованием, лишены музыкальной памяти. В таком случае, на просьбу хозяйки сыграть что-нибудь, следует воспользоваться предложенными нотами, но еще лучше, отправляясь в общество, где предполагается музыка, брать ноты с собою и оставлять их в передней.
В случае надобности, когда попросят петь или играть, можно их принести в залу. Играющим в обществе следует заметить, что замедление, ускорение или повторение тех тактов, в которых привыкли ошибаться, производит всегда на присутствующих очень неприятное впечатление. Если обшились, следует продолжать, как будто ничего не случилось, и можно быть уверенной, что никто не заметит ошибки; останавливаться же, чтобы поправить ошибку, не следует.
Также производит неприятное впечатление, если личности, которых считают музыкально образованными, в обществе заставляют долго себя просить. Ни артист, ни действительно благовоспитанная личность некогда этого не сделают, если они сознают, что умение и техника их на столько развита, что могут играть пред обществом. Но и причины, по которым многиe не решаются играть, весьма различны.
У одних боязнь показаться смешной. Ее часто можно встретить и в личностях, уверенных в своем искусстве и умении, и, не смотря на всю свою силу воли и желание, они положительно не могут преодолеть своей боязни, которая часто отнимает у исполнительниц все присутствие духа и дает повод составить нелестное для нее мнение, хотя и вовсе незаслуженное. Против этого имеется только одно средство, а именно чаще играть при посторонних. Причину этого смущения следует искать в том, что их недостаточно рано приучали играть при гостях, и, кроме родителей и наставников, никто не присутствовал при их игре.
Поэтому очень полезно для детей заставлять их иногда играть в обществе, но не раньше, чем они достигли известной степени совершенства, -- иначе это мучение для посторонних слушателей и может у детей навсегда отбить охоту к музыке. Каждая сочтет своим долгом похвалить, но родители не должны принимать это за чистую монету.
Хотя знатоки и любят иногда высказывать неприкрашенную правду, но лучше удовольствоваться некоторыми вежливыми, ничего не значащими фразами, из снисхождения к самолюбию родителей.
Другая, и самая обыкновенная причина отказа играть это желание польстить своему самолюбию; многие дамы любят, чтобы их упрашивали; у них наготове всегда множество отговорок и, в конце концов, они всетаки, уступают настоятельным просьбам, вовсе не заботясь о том, что они этим опровергают все раньше приведенные доводы к отказу. Большею частью отговариваются тем, что недостаточно знакомы с присутствующим, слишком застенчивы и не доверяют себе, что могут доставить ожидаемое от них удовольствие.
Но и часто причиною отказа бывает недоверие к приему, который будет оказан обществом исполнительнице, особенно если ей уже пришлось однажды испытать, что игрою ее воспользовались для прикрытия шумного разговора, и хотя бы причиною неуспеха и была вина самой исполнительнице, не умевшей выбором пьесы привлечь внимание слушателей, но в вышеприведенном случае самолюбие, всетаки, настолько задето, что часто стоит больших усилий, чтобы возобновить попытку как просить, так и играть.
В обществе каждый должен руководствоваться правилом способствовать, по мере сил, приятному препровождению времени, и только следствием такого отношения может явиться та уютность, то приятное расположение духа, которые всегда так благотворно действуют на гостей. Чтобы приятность эта не сделалась натянутою, рекомендуется выбирать для игры в обществе только коротенькие пьесы.
Надо всегда помнить, что многие из присутствующих совершенно безразлично относятся к музыке, и потому длинные музыкальные произведения возбудят в них только скуку. Следует заботиться о разнообразии в музыке: за серьезной, меланхолической должна следовать веселая, увлекательная пьеса, и тогда музыка не только возвысит приятное настроение духа, но и исполнительница, угодив вкусу всех, заслужит всеобщую похвалу.
До сих пор было говорено об исполнителях музыки; теперь же мы хотим сказать несколько слов о присутствующих. Первое правило, и против которого, сожалению, грешат всего чаще, это необращение полного внимания на то, чем нас развлекают.
Между музыкой в обществе, служащей к увеличению приятного настроения духа гостей, составляющей как бы часть препровождения времени в обществе, и простой застольной музыкой -- большая разница. Многие не умеют делать этого различия и считают игру членов общества средством к ведению разговоров и прикрытию их. Это не только невежливо относительно исполнительниц, но и против всех гостей, которым мешают сосредоточивать свое внимание на музыке. Против таких болтливых языков представительница дома должна выказать свои права.
Указывая на исполнительницу головою или только взглядом, она неслышным знаком, приложив палец ко рту или другим жестом, напоминает им об их несвоевременном разговоре, и никто не смеет на это обидеться, потому что каждый чувствует, что замечание это заслужено.
Вообще представительница дома может много содействовать тому, чтобы музыка в ее доме была приятным препровождением времени и развлечением. Она лучше знает отличительные черты и качества отдельных членов его, их музыкальные способности, и не должна никому уступать своего окончательного решительного суждения при устройстве музыкальных вечеров. При этом она должна следовать правилу начинать со слабых и менее способных и предоставлять более развитым музыкальным силам играть и петь потом.
В противном случае, едва ли ей удастся заставить играть первых, и совершенно справедливо, потому что после игры отличной исполнительницы выказывать плохому исполнителю свое искусство было бы со стороны последней неблагоразумно.
Она подвергает себя опасности возбудить сожаление -- или еще большей -- прослыть за высокомерную. Самой представительнице дома играть при гостях следует разве только вследствие всеобщего желания и настоятельного требования, но и тогда ей надо избегать играть долго и много. Хотя занимать гостей и есть обязанность хозяйки, и она не должна допускать, чтобы ее упрашивали, тем не менее она должна стараться выдвинуть на первый план таланты других, а не выказывать их самой.
Всегда бывает приятно, если дочь или сын начинают играть или петь на вечере; как бы оно ни было исполнено, но дилетанткам это придает смелость. Если большая часть общества не обладает музыкальным вкусом и музыка нагоняет на нее скуку, то лучше вовсе не играть.
Жертвовать приятным настроением всех изза отдельных личностей нельзя. Рано начинать музыкальные вечера не следует, также как не надо допускать, чтобы исполнение музыкальных пьес следовало одно за другим, без перерывов. Другие общественные удовольствия тоже должны иметь свое место и время, и разговор, который утихает во время музыки, тоже хочет иметь свои права.
Певицам советуем держать во время исполнения, -- хотя бы они пьесу знали наизусть ноты в руках: это придает больше грации фигуре. При пении необходимо иметь двойной экземпляр нот, так как, вопервых, некрасиво, когда певица заглядывает через плечо аккомпанирующей ей особе в ноты, а вовторых, -- они могут друг другу мешать. Петь большие арии, которые исполняются первоклассными певицами, следует избегать; сравнение редко будет выгодно для любительницы.
Лучше всего выбирать не длинный, но хорошенький романс, который в состоянии выставить приятные качества голоса. Долго играть, петь и занимать фортепиано не годится. Ни одна благовоспитанная личность не должна критиковать инструмента в чужом доме и, хотя бы он был плох, не высказывать о нем своего мнения.