Речь в этой главе будет идти, конечно, не о застольной музыке, способствующей поддержанию веселого настроения в обществе и к которой каждый более или менее относится равнодушно; также не о больших концертах, но о музыке, которая, выступая соединительным звеном в собрании, должна иметь целью доставить, по возможности, обществу приятное развлечение и художественное наслаждение.
Артист также обязан в обществе сбросить эгоизм, в угоду которому он часто играет только то, что ему самому нравится и что он, по господствующим артистическим принципам, думает единственно возможным для исполнения.
Другими словами, его целью, хотя бы он не был приглашен собственно для игры, должно быт желание доставить обществу приятное, и не забывая, что каждый присутствующий сочтет за большую честь слышать артиста в частном доме, должен постараться доставить слушателям возможно большее музыкальное наслаждение. Но настоящая глава касается меньше артистов по призванию, или личностей, достигших высокой ступени искусства, -- она относится преимущественно к тем, которые играют сносно и составляют наибольший контингент.
Опыт показывает, что личности с малыми дарованиями и слабо выработанными музыкальными силами более всего хлопочут в обществе о музыке. Играющая в обществе личность благоразумно поступает, если при выборе пьес руководствуется вкусом и способностью понимания своих слушателей.
Большая разница -- играть пред маленьким числом понимающих и художественнообразованных слушателей, или же в большом обществе, члены которого часто ничего не понимают в музыке и хотят только слушать пустые, приятные для уха, музыкальные произведения, и в этом случае мнение и отзыв единичных знатоков редко имеют перевес.
Последние комментарии